Чтобы избежать дефицита бензина в стране, Венесуэле приходится увеличивать закупки топлива.
6 июля 2017 г PDVSA подвела итоги конкурса на поставку до 6,32 млн барр нефтепродуктов в страну.
По итогам конкурсного отбора победителями стали ЛУКОЙЛ, Роснефть и Elemento Services.
Российские компании поставят в адрес венесуэльской госкомпании до 12.5 млн барр нефтепродуктов.
Elemento Services получила отдельный тендер на поставку до 720 тыс барр МТБЭ — нефтехимического компонента, используемого для оксигенации бензина.
Поставки должны быть осуществлены в июле–декабре 2017 г.
Это будет крупнейшая за последние годы закупка.
Таким образом, большую часть нефтепродуктов поставят российские компании.
В конце июня 2017 г PDVSA заявила о намерении закупить 17 партий смеси для бензина, каталитической нафты, низкосернистого дизтоплива, вакуумного газойля и компонентов.
Необходимость закупки нефтепродуктов и нефтехимического сырья возникла у Венесуэлы не вчера.
В последнее время из-за проблем с оборудованием, отсутствием легкой нефти и рядом других причин нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Венесуэлы работают на низких оборотах.
Весной в стране случился бензиновый кризис, который вялотекуще продолжается до сих пор.
Для любознательных отметим, что не просто так Венесуэла, которая до сих пор считается крупным нефтедобытчиком, закупает нефть и нефтепродукты на стороне.
Объяснение простое - страна вынуждена закупать нефть за рубежом.
Необходимость импорта связана с особенностью добываемой нефти в Венесуэле.
Легкая нефть из Алжира и России необходима для того, чтобы разбавлять тяжелую нефть из пояса Ориноко – крупнейшего нефтедобывающего региона страны, поскольку только после этого ее можно экспортировать.
Ранее PDVSA импортировала нафту, которая стоит значительно дороже нефти на открытом рынке.
Стратегическое партнерство с иностранными нефтяными компаниями из Италии, Вьетнама, России и Китая привело к крупным инвестициям в нефтяном поясе Ориноко и увеличению добычи тяжелой нефти.
Вместе с тем в стране ощущается острая нехватка специальных дорогостоящих технологий по переработке тяжелой и сверхтяжелой нефти.
Ранее PDVSA использовала в качестве «разбавляющего элемента» нафту.
Впоследствии Венесуэла отказалась от собственного производства нафты и стала ее закупать за рубежом.
Ухудшение экономической ситуации в стране стало причиной того, что строительство заводов для переработки тяжелой нефти в легкую затянулось.
Сейчас PDVSA в связи с ростом цен на нафту вынуждена закупать иностранную нефть, что ведет к зависимости от внешних поставщиков.
Кроме того, Венесуэла вынуждена закупать МТБЭ.
МТБЭ - метил-трет-бутиловый эфир (2-метил-2-метоксипропан) (CH3)3COCH3.
Это соединение как компонент автомобильных бензинов уникально во всех отношениях.
Известно, что практически все низшие кислородсодержащие соединения имеют высокое октановое число - до 100 ИОЧ (октановое число по исследовательскому методу).
А вот у МТБЭ октановое число смешения доходит до 135 ИОЧ, в зависимости от углеводородного состава бензина, к которому добавляется МТБЭ.
МТБЭ применяется в качестве добавки к моторным топливам, повышающей октановое число бензинов (антидетонатор).
Максимально допустимая законодательно объемная доля МТБЭ в бензинах Европейского союза — 15 %, в Польше — 5 %, в России — 15 %.
В России в среднем составе бензинов содержание МТБЭ составляет до 6 % для АИ92 и до 15 % для АИ95, АИ98.
МТБЭ широко применяется в производстве высокооктановых бензинов, при этом выступает как нетоксичный, но менее теплотворный высокооктановый компонент и как оксигенат (носитель кислорода), способствующий более полному сгоранию топлива и предотвращению коррозии металлов.
Мировое потребление МТБЭ находится на уровне 20-22 млн т/год.
Топливная смесь бензина с МТБЭ обладает следующими свойствами:
- улучшаются антидетонационные свойства легкокипящих составляющих бензина, увеличивается детонационная стойкость и стабильность топлива;
- снижается температура запуска двигателя и токсичность отработавших газов;
- уменьшается интенсивность изнашивания деталей двигателя, образование нагара и лаковых отложений;
- сокращается расход топлива.
Процесс приготовления бензинов представляет собой простой процесс механического смешивания низкооктанового бензина и МТБЭ.
Подсчитано, что наиболее экономично добавлять в бензин 5—15% МТБЭ.
При добавлении 10% МТБЭ октановое число полученного бензина повышается на 2,1 – 5,8 ед (по исследовательскому методу) в зависимости от углеводородного состава исходного сырья.