Казахстан и Киргизия с 1 января 2018 г полностью перешли на использование автомобильного топлива экологического стандарта не ниже Евро-4 и Евро-5.
31 декабря 2017 г закончилось действие переходных положений технического регламента ЕЭК «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011), позволяющих использовать топливо экологического класса К3.
Теперь бензин и дизельное топливо, поступающие в розницу, в Казахстане и Киргизии должны соответствовать экологическим классам К4 (Евро-4) и К5 (Евро-5).
Использование этих видов топлива позволит снизить выбросы вредных веществ.
Например, по сравнению с экологическим классом К3, содержание в бензине серы снизится в 3 раза для бензинов экологического класса К4 и в 15 раз — для бензинов экологического класса К5.
В дизельном топливе экологического класса К4 содержание серы в 7 раз ниже, а в дизельном топливе экологического класса К5 — в 35 раз ниже, чем в аналогичном типе топлива экологического класса К3.
В Армении, Белоруссии и России переход на автомобильный бензин экологического стандарта Евро-5 завершился в декабре 2016 г, а на дизельное топливо экологического класса К5 — в 2015 г.
Напомним, что переход одного Казахстанского НПЗ на стандарты Евро-4 и Евро-5 оценивался в 2011 г приблизительно в 1 млрд долл США, а все три действующие в Казахстане НПЗ должны были соответствовать данным стандартам к 2015 г, когда в Европе должен был вступит в силу стандарт Евро-6.
Также интересно, что в Казахстане растут инвестиции в нефтеперерабатывающую отрасль промышленности - по итогам 1го полугодия 2017 г объем инвестиций в увеличился на 7,2% по сравнению с 1м полугодием 2016 г и составил 411,1 млрд тенге.
6 июня 2017 г на Атырауском НПЗ был успешно запущен главный энергоагрегат установки каталитического крекинга комплекса глубокой переработки нефти мощностью более 20 МВт.
Таким образом, НПЗ перешёл на выпуск моторных топлив экологических стандартов К-4 и К-5 и увеличил глубину переработки нефти до 85%.
30 июня 2017 г на Шымкентском НПЗ введена в эксплуатацию установка изомеризации легких бензиновых фракций с блоком предварительной гидроочистки сырья и получена 1я сертифицированная партия автобензина экологических классов К4 и К5.
На Павлодарском НХЗ к 21 июня 2017 г механически были завершены строительно-монтажные работы на новых технологических объектах: комбинированной установке производства серы и установке изомеризации и сплиттера нафты, включая 2 резервуара хранения компонента высокооктанового бензина общей емкостью 10 тыс м3 и автоматическую станцию смешения бензина мощностью 2091 тыс т/год.
По окончанию пусконаладочных работ в 2017 г на предприятии были достигнуты гарантийные эксплуатационные показатели и получены высокооктановые автомобильные бензины экологического класса К4.