Инцидент на борту судна Mersin у берегов Дакара
Администрация автономного порта Дакар 30 ноября 2025 г. сообщила о предпринимаемых властями Сенегала усилиях по предотвращению разлива нефтепродуктов с танкера-продуктовоза Mersin. По информации администрации:- в ночь с 27 на 28 ноября 2025 г. власти Сенегала были предупреждены о техническом инциденте на борту танкера Mersin у берегов Дакара,
- экипаж сообщил, что инцидент привел к попаданию воды в машинное отделение,
- с момента получения предупреждения автономный порт Дакар незамедлительно мобилизовал свои ресурсы, в т.ч. буксиры и специализированные спасательные команды,
- весь экипаж удалось спасти целым и невредимым.
- рассматривается реализация мер по герметизации: эксперты оценивают технические средства для устранения течей и стабилизации судна,
- изучается возможность перегрузки груза: рассматриваются безопасные методы выгрузки топлива, чтобы исключить риск утечки,
- развертывание боновых ограждений вокруг танкера для ограничения потенциального загрязнения.
Mersin представляет себой танкер-продуктовоз дедвейтом 50 тыс. т. Он был построен в 2009 г. и ходит под флагом Панамы. Согласно данным сервисов отслеживания судов, танкер покинул порт Тамань 21 августа 2025 г. и прибыл в Даккар 25 сентября. Дальнейшие перемещения танкера неизвестны. Согласно данным Лондонской фондовой биржи, судно принадлежит турецкой компании Mersin Shipping Inc и управляется компанией Beşiktaş Denizcilik.
Турецкие СМИ, в т.ч. Istanbul Haber и HaberDenizde, связывают инцидент на борту танкера Mersin с атакой украинского дрона. Из кадров опубликованного Istanbul Haber видео следует, что вода почти достигла палубы пострадавшего танкера. Каких-либо видимых повреждений, которые могли бы быть следом атаки, на кадрах не заметно.
Kairos и Virat
В медиасфере инцидент с танкером Mersin связывают с атаками на 2 танкера, произошедшими 28 и 29 ноября 2025 г. в Черном море.Вечером 28 ноября 2025 г. произошел пожар на борту нефтеналивного танкера Kairos дедвейтом 150 тыс. т. Судно 2002 года постройки ходит под флагом Гамбии, оно включено в санкционные списки ЕС и Великобритании. Судно из индийского порта Парадип, который покинуло 3 ноября, 24 ноября зашло в порт Чанаккале и 28 ноября вошло в Черное море, взяв курс на Новороссийск. В момент инцидента судно находилось у побережья о-ва Кефкен в 28 милях (45 км) от территориальных вод Турции. На борту были 25 членов экипажа, их эвакуировали. Главная дирекция морских дел Турции заявила, что пожар вызван внешним воздействием.
28 ноября о задымлении сообщил экипаж нефтеналивного танкера Virat дедвейтом 115,6 тыс. т, а утром 29 ноября Virat попал под новую атаку. Судно, построенное в 2018 г., ходит под флагом Гамбии и включено в санкционные списки ЕС, Великобритании, а также США. Пролив Босфор судно прошло еще 4 ноября, другие его перемещения до инцидента неизвестны. Первый инцидент произошел примерно в 35 морских милях от побережья Турции (около 65 км). По словам министра транспорта Турции А. Уралоглу, капитан танкера Virat сообщил об атаке беспилотников. Судно получило незначительные повреждения правого борта, 20 человек экипажа эвакуированы.
МИД Турции выразил обеспокоенность атаками на танкеры Kairos и Virat и добавил, что принимает меры для предотвращения эскалации. По поводу атак на танкер Mersin комментариев с турецкой стороны не последовало. Официальный представитель МИД РФ М. Захарова назвала произошедшее террористической акцией и связала это с попыткой помешать текущим международным усилиям по приближению устойчивого мира.
СВР предупреждала
Еще в августе 2025 г. Служба внешней разведки РФ (СВР) сообщала о поступающих данных, согласно которым спецслужбы Великобритании готовят провокацию против танкеров, перевозящих российскую нефть и нефтепродукты, что должно дать толчок к массовой кампании против т.н. «теневого флота».На тот момент уже произошла серия инцидентов с танкерами, замеченными в заходах в российские порты. В период с января по июнь 2025 г. произошли взрывы, вероятно, в результате срабатывания магнитных мин, на 5 танкерах - Seajewel, Seacharm, Grace Ferrum, Koala и Vilamoura, большинство инцидентов произошли в Средиземном море (кроме Коалы, взрыв на которой произошел в российском порту Усть-Луга на Балтике).
По данным СВР, Великобритания прорабатывала 2 потенциальных casus belli:
- 1й сценарий – подстроить аварию танкера в одном из узких мест морских коммуникаций (например, в проливе). Разлив нефтепродуктов и блокирование фарватера должно дать странам НАТО основания для попыток блокировки танкеров с российской нефтью;
- 2й сценарий предусматривает атаку на танкер при отгрузке в порту дружественного России государства, которая должна нанести существенный урон портовой инфраструктуре и др. судам, на основании чего также может быть развернута антироссийская кампания.
В обоих случаях реализацию терактов, по данным СВР, Великобритания намерена поручить украинским силовикам. СВР считает, что ожидаемо грязная работа украинцев и неспособность заметать следы рассматриваются британцами как гарантия собственной безнаказанности. Международное следствие возложит ответственность за катастрофу либо на Россию, либо – в худшем случае на Украину по аналогии с подрывом Северных потоков.
Отметим, что 29 ноября 2025 г. произошел еще один инцидент, спровоцированный атакой безэкипажных катеров (БЭК). Выносное причальное устройство (ВПУ) №2 на Морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в районе г. Новороссийск получило значительные повреждения в результате атаки БЭК. Пострадавших нет, попадания нефти в акваторию Черного моря не допущено, однако дальнейшая эксплуатация ВПУ-2 не представляется возможной.






