Об этом сообщило саудовское информационное агентство SPА со ссылкой на саудовский Центр помощи и гуманитарных работ имени короля Салмана.
В документе отмечается, что:
- королевство поддерживает усилия ООН по противодействию потенциальным экономическим, гуманитарным и экологическим угрозам, которыми чреват возможный разлив нефти с FSO Safer;
- это может:
- вызвать крупную экологическую и навигационную катастрофу, угрожающую побережью Красного моря, рыбацким общинам, международному судоходству, поступлению продовольствия, топлива и предметов первой необходимости в Йемен,
- ухудшить гуманитарную ситуацию,
- поставить под угрозу другие страны на побережье Красного моря;
- руководство Саудовской Аравии, выделяя упомянутые средства, стремится поддержать усилия ООН, направленные на поиск путей спасения FSO и нейтрализацию потенциальной экологической опасности.
Ликвидация аварийного разлива нефти (ЛАРН) будет долгой и дорогой.
Проще - предотвратить.
Члены Совета Безопасности напомнили, что хуситы еще 5 июля 2020 г. дали предварительное согласие на доступ экспертов ООН к танкеру для оценки повреждений.
Однако после этого Ансар Аллах так и не предоставило ооновцам необходимых гарантий безопасности.
Напомним, что FSO Safer ранее являлся главным нефтеэкспортным объектом Йемена.
Судно стоит на якоре близ порта Рас-Иса с 2015 г.
По данным правительства Йемена, в его резервуарах содержится 1,14 млн барр. сырой нефти.
Из-за постоянно образующихся ядовитых паров в замкнутом пространстве создаются условия для мощнейшего взрыва, который может прогреметь в любой момент.
Решением проблемы FSO Safer ООН пытается заниматься с августа 2018 г., но решить проблему не удается.
По оценкам специалистов, в случае взрыва или образования любого разлома в корпусе судна, разлившаяся нефть распространится по всему Красному морю до Суэцкого канала на севере и Ормузского пролива на юге.
ООН неоднократно обращалась к контролирующим данный район хуситам с просьбой разрешить отправить к танкеру экспертную миссию.
Хотя летом 2021 г. представители Ансар Аллах письменно подтвердили готовность удовлетворить этот запрос, на практике ООН не получила всех необходимых документов, обеспечивающих безопасный доступ экспертов к судну.
Проблема - традиционная в нефтегазовом мире.
В Ливии происходит ровно то же самое.
Оппозиция тоже недовольна распределением доходов от добычи нефти.
В 1988 г. йеменская Safer Exploration and Production Operations Company (Sepoc):
- пришвартовала бывший японский нефтеналивной танкер в 9 км от побережья Красного моря в районе порта Рас-Исы;
- соединила его нефтепроводом с нефтяным месторождением Мариб в центральном Йемене.
Собственно, с этого все и началось.
Как тогда, так и сейчас власти и оппозиция не могут решить вопрос распределения нефтегазовых доходов.
Саудиты не поддерживают оппозицию, с хуситами у них непростые отношения, иногда заканчивающиеся ракетными обстрелами.
Выделение 10 млн долл США - явно не снизит экологические риски.
Важнее усадить власти Йемена и хуситов за стол переговоров и договориться о устраивающем стороны распределении нефтегазовых доходов.
После этого можно вкладывать средства в снижение экологической угрозы.