Ходорковского погубит длинноногая, зеленоглазая блондинка
Елена Коллонг-Попова хочет помочь Генпрокуратуре разоблачить "ЮКОС"
Елена Коллонг-Попова заявляет, что в течение нескольких лет являлась главой офшорных компаний, подконтрольных ЮКОСу, и помогала оптимизировать выплату налогов. Теперь женщина утверждает, что вынуждена все рассказать, так как французские власти потребовали от нее выплатить налоги на сумму 15 млн евро, однако бывшие партнеры отказались заплатить эту сумму.
Откровения "роковой женщины ЮКОСа", как уже назвали Коллонг-Попову журналисты, могут стать лучшим подарком Генпрокуратуре РФ, занятой разоблачением крупнейшей российской нефтяной компании и Михаила Ходорковского. Материалы о Коллонг-Поповой ранее появлялись в швейцарском еженедельнике L'Hebdo и французском журнале Paris Match.
Длинноногая блондинка-шпионка с зелеными глазами
Как пишет L'Hebdo, у этой женщины есть, чем заинтересовать российское правосудие. На протяжении нескольких лет Елена Коллонг-Попова - белокурое, длинноногое создание с зелеными глазами - выполняла функции "фидюсьера" главы нефтяной компании ЮКОС. Фидюсьер - термин, обозначающий специалиста, играющего роль ширмы во многих офшорных фирмах. Роль, исполняемая Еленой, позволяла осуществлять операции по оптимизации налоговых обязательств.
Занималась она этим делом до тех пор, пока в 1998 году французская налоговая служба не навестила ее в Париже. А этим летом налоговики обязали ее возместить из собственного кармана 15 миллионов евро, поскольку ее бывшие российские партнеры не были французскими резидентами.
Сидя в баре женевского отеля "Варвик", Елена призналась, что самой большой ее ошибкой было обосноваться на жительство во Франции. "В других местах операции по уходу от налогов, которые я осуществляла между Швейцарией и офшорным раем, не были бы наказуемы, - вздыхает она. - Меня обобрали со всех сторон и разорили". Коллонг-Поповой угрожают тюрьмой, если она не внесет 700 тыс. евро, которые немедленно требует заплатить французская налоговая служба.
Елена утверждает, что у нее осталась одна надежда - на Женевскую прокуратуру. В мае она подала заявление по поводу мошенничества.
Цель жалобы - разблокировать в одном из женевских банков счет на 16 миллионов долларов, которыми, по данным Елены, завладел бывший российский партнер, подделав ее подпись. Но эту версию еще должен проверить местный судья Клод Венгер.
Она получала по 15 тыс. долларов в месяц, на "черный день" оставила себе 5 млн долларов, но задолжала 15 млн евро.
Прежде чем Елену покинули ее друзья-олигархи, у нее было все, чтобы добиться успеха. Диплом финансиста, отец, принадлежащий к академическим кругам, муж - француз, а значит, и европейский паспорт.
Как рассказывает Елена, фатальной для нее стала встреча летом 1995 года в Сен-Тропе, на Лазурном Берегу, наводненном русскими, с четой Голубовичей.
Алексей Дмитриевич Голубович - родился 11 июня 1964 года в Москве, окончил МИНХ им. Плеханова, вместе с другом Михаилом Ходорковским основал банк МЕНАТЕП. Был начальником научно-аналитического управления, начальником инвестиционного отдела управления кредитно-расчетных операций, начальником инвестиционного управления - первым заместителем председателя правления банка МЕНАТЕП. Затем Голубович стал директором по корпоративным финансам ЮКОСа, далее руководителем биржевой компании, которая управляет акциями Ходорковского. С 1996 - член правления компании "Роспром", президент ее дочерней структуры - ФПГ "Русский текстиль"; входит в Совет директоров банка МЕНАТЕП, в Совет директоров АО "ГАЗ" (Нижний Новгород); декан Международного университета "Высшая школа финансов"; женат, в данный момент с семьей проживает в Лондоне.
С 1996 по 2000 годы мадам Коллонг была доверенным лицом ныне находящегося в Лондоне Алексея Голубовича, отмечает французский еженедельник Paris Match. Она занимала место его доверенного лица в Европе. "Работать с ним было престижно, - вспоминает Елена. - Сначала мне поручили создать две-три компании. Потом я стала самостоятельной управляющей большого офшора".
В эти годы, признается Елена, она "официально" зарабатывала в среднем 15 тыс. долларов в месяц. Однако она ничуть не смущается, сообщая, что "отложила около 5 млн долларов, которые сейчас оказались заблокированными в Женеве".
Свой бизнес у нее тоже был - фирма по торговле кофе. Но основное время она посвящала выполнению приказов. Если ее партнер хотел приобрести акции российской компании и не платить при этом налоги, он пользовался организованным Еленой офшором.
Что делала Елена для ЮКОСа
Эта русская француженка осуществляла различные манипуляции, некоторые из которых - уголовно наказуемы: укрытие акций, подготовка кредитных писем для сокрытия доходов от налогообложения и пр. Через нее создавались подставные фирмы, открывались офшорные счета, обналичивались переводы, давались взятки, разорялись зарубежные акционеры, пишет швейцарская L'Hebdo.
"Через эту систему я управляла и распределяла сотни миллионов долларов между разными швейцарскими банками", - заявляет Елена.
С Еленой Коллонг-Поповой удалось связаться корреспонденту газеты 'Время новостей'. В интервью она рассказала, что начиная с 1996 года по просьбе Голубовича стала регистрировать в офшорах фирмы и открывать их счета в крупнейших банках Англии и Швейцарии.
На эти счета по различным контрактам поступали средства от других офшорных структур, которые, по словам Коллонг, контролировались топ-менеджерами ЮКОСа. Данные средства бизнесвумен по распоряжению Голубовича использовала для приобретения акций - как самого ЮКОСа, так и многих других российских компаний различных отраслей.
Теперь Елена утверждает, что за многими из таких сделок скрывались операции менеджеров ЮКОСа либо по "размыванию" пакетов акций предприятий, либо по выводу их основных активов во время борьбы компании с конкурентами.
Всего, по словам Елены Коллонг-Поповой, через созданные ей структуры прошло 1,2 млрд долларов, однако отчетность офшорных фирм она по просьбе Голубовича не подавала в фискальные органы, и со сделок не платились налоги ни в одной стране.
Налоговики потребовали заплатить 15 млн долларов. ЮКОС и МЕНАТЕП дали только 500 тысяч долларов
В 1998 году налоговые службы Франции сочли, что часть офшорных структур должна выплатить в местную казну 15 млн долларов, и этот долг "повесили" на бизнесвумен. Сейчас она утверждает, что Алексей Голубович отказался не только погасить эту задолженность, но даже не захотел представить письменные гарантии выплаты по налогам, необходимые для продолжения дальнейших судебных тяжб с французскими властями.
Когда из-за этого разгорелся скандал, по словам Елены Коллонг-Поповой, она через посредников общалась с Платоном Лебедевым и лично беседовала с адвокатом Антоном Дрелем. Однако те только предложили ей всего 500 тыс. долларов.
Сейчас она через судебные инстанции пытается разрешить свой конфликт как с менеджерами ЮКОСа, так и с налоговыми органами Франции, поскольку, потеряв все средства, была даже вынуждена встать на биржу труда.
Она сохранила три кубометра документов, копии которых теперь есть и у французских налоговиков. "Я знала, что существует риск, но меня заверяли, что все будет хорошо. Я была слишком наивной: рано или поздно меня кинули бы", - говорит она.
Елена направила в Москву 3 кг документации о финансовых операциях ЮКОСа. И началось разбирательство
В атмосфере сведения счетов, царящей в Москве, Елена вовсе не потеряла присутствия духа. По ее словам, в контакт с ней вступал российский следователь, занимающейся делами ЮКОСа и МЕНАТЕПа.
"В документации, изъятой при обыске, они нашли бумаги, подписанные моим именем. Они мне предлагают приехать и дать свидетельские показания. Я не поеду в Россию. Слишком опасно", - говорит она.
В то же время 4 августа она отправила экспресс-почтой DHL около трех килограммов документации в российскую налоговую службу. "Я выложила много информации о всемогущем ЮКОСе: в частности, о том, как эта нефтяная компания была практически опустошена через размещение акций в офшорах".
По данным французского еженедельника Paris Match, именно с обвинений Елены Коллонг-Поповой началось судебное следствие против империи Ходорковского.
Представители ЮКОСа категорически отказываются комментировать выдвинутые в адрес топ-менеджеров компании обвинения Елены Коллонг-Поповой. "Нефтяной компании ЮКОС неизвестно о ее (компании) причастности к описываемой детективной истории", - заявил вчера корреспонденту газеты "Время новостей" пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин.
Схема ухода от налогов
В Швейцарии бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, бывший председатель совета директоров банка МЕНАТЕП Платон Лебедев и бывший директор по корпоративным финансам ЮКОСа Алексей Голубович создали финансовую сеть, говорится в материале Le Temps, перевод которого был опубликован на InoSMI.Ru.
В начале 90-х годов будущие миллиардеры руководили банком МЕНАТЕП. Действуя на рынке сырья, этот банк поддерживал тесные отношения с женевской аудиторской компанией Valmet SA, которая перевела часть прибыли на имя компаний на острове Мэн.
В 1996 году государственная компания ЮКОС, находившаяся в состоянии упадка, была продана компаниям, принадлежащим руководству МЕНАТЕП, в том числе Ходорковскому, Лебедеву и Голубовичу. "Эти люди образуют очень прочную команду, их объединяет общность взглядов", - говорит один из прежних представителей ЮКОСа.
В 1996 году на смену системе Valmet пришли три компании, расположенные на улице Роны в Женеве - Menatep Finances, GM services и Behles, которые контролировали значительное количество счетов в швейцарских банках, в частности банка SCS-Alliance в Женеве.
"Эти компании, выполняли ту же самую функцию, что и фирмы, к услугам которых прибегали другие российские группы: они вели игру на трансфертных ценах", - объяснил бывший руководитель ЮКОСа.
Компания продает свою нефть фирме Behles по ценам ниже рыночных, Behles перепродает ее гибралтарской компании South по нормальной цене. Через счет, открытый в Объединенном Европейском Банке (United European Bank) в Женеве, компания South переводит остаток от этой операции на остров Мэн.
"Эти трансферты приносят от 3 до 4 миллионов долларов ежемесячно", - объясняет бывший служащий компании. "Когда банки спрашивают о назначении фондов, компания говорит, что правопреемником является Питер Бонд (Peter Bond), и что речь идет о распределении прибылей".
Питер Бонд был патроном Valmet, частью акций которой владеет банк МЕНАТЕП. Le Temps утверждает, что, в банковской документации фигурируют Ходорковский, Лебедев и Голубович, которые распоряжались некоторыми из банковских счетов.
Схема, которую использовал Голубович с участием Елены Коллонг
Алексей Голубович, бывший директором по корпоративным финансам компании ЮКОС до 2001 года, имеет в своем распоряжении еще одну сеть в Женеве, не зависимую от первой, пишет Le Temps.
Между 1996 и 2001 годами франко-российский финансист Елена Коллонг осуществляла в Швейцарии перевод денег на счета Голубовича и его московской компании Russian Investors. Она приобрела более двадцати зарубежных фирм у местной аудиторской компании Fidepar SA. Затем в банке Leu de Geneve она открыла счета, на которые в только в 1998 году перевела 300 миллионов долларов.
Счета, открытые в банке Leu de Geneve, были использованы при покупке банком МЕНАТЕП акций российской компании "Ависма", работающей в области аэронавтики. Часть акций были проданы американскому скупщику Кеннету Дарту за сумму, превышающую 8 млн долларов.
В жалобе, поданной акционером компании "Ависма" американской судебной инстанции в 1999 году, утверждалось, что банк МЕНАТЕП и Кеннет Дарт получили значительную прибыль и разместили ее на зарубежных счетах, заставив компанию "Ависма" уступить свою продукцию по низкой цене одной из компаний Питера Бонда, который затем перепродал товар на международном рынке.
В 1999 году две зарубежные структуры, контролируемые компанией Russian Investors при посредничестве Елены Коллонг, - Wilk Enterprise и Sequential Holdings - через счет, открытый в лондонском банке JP Morgan Chase, вмешались в операцию "консолидации" ЮКОСа, осуществленную Михаилом Ходорковским и Алексеем Голубовичем.
Благодаря этой акции доля некоторых иностранных инвесторов "растаяла". Алексей Голубович заявил, что зарубежные компании были полностью не зависимыми от ЮКОСа. В начале 2001 года, он был отстранен от работы в компании.
ЮКОС нанял на работу западных специалистов, стремясь создать имидж образцовой компании, с точки зрения управления предприятием. С тех пор "российские нефтяные гиганты, в том числе и ЮКОС, достигли огромного прогресса в вопросе прозрачности управления", - заявил Теодор Фелдер, из женевской консалтинговой фирмы Petroconsultants.
Но откровения француженки могут воскресить прошлое: как и всякая покинутая девушка, Елена может быть очень опасной, отмечает L'Hebdo.