В 2009 г нефтепровод Мичуринск–Кременчуг был законсервирован.
Для того чтобы не допустить повреждения целостности МНП, технологическую нефть из трубопровода начали откачивать и заполнять специальным раствором.
Этот процесс находится на грани срыва из-за запрета правоохранительных органов на ведение работы нефтяниками на территории нефтепровод.
Работы государственного предприятия на территории Сумской области были признаны незаконными, оборудование и технику арестовали, вокруг временной площадки нефтяников поставили ограждение.
Нефтяники Сумщины бьют тревогу.
28 км нефтепровода находится под избыточным давлением и полностью не контролируется специалистами, из-за препятствий со стороны правоохранительных органов.
Скоро зима.
И если до зимы не освободить трубы от нефти, не заполнив их известковым раствором – экологического бедствия не избежать.
Случиться может всё.
Перепады температур приведут к вытеснению нефти из тела МНП.
Помимо этого, арест также наложен на спецтранспорт нефтяников, с помощью которого обслуживаются и содержатся нефтепроводы, расположенные в еще 8 областях Украины.
Директор Приднепровских магистральных нефтепроводов заявляет, что на работу МНП есть все необходимые документы: разрешение НАК Нефтегаз, решение правления Транснефти.
Кроме того, Приднепровских магистральных нефтепроводов - государственное предприятие.
Руководство Приднепровских МНП не понимает, на каком основании милиция решила, что работа трубопровода незаконна.
Сейчас на предприятие открыто 2 уголовных производства.
Оперативникам показался подозрительным плановый процесс перевода МНП в безопасный режим .
Сотрудники областной прокуратуры Сумской области считают, что под видом технологических работ нефтяники решили разворовать нефть.
Нефтяники же заявляют, что уже давно передали в прокуратуру все необходимые документы.
Но взамен от них потребовали новых, в том числе и вообще не существующих.
Любопытно, что и здесь, в данном откровенном противостоянии интересов разных структур, совершенно отсутствует вездесущий Greenpeace.
Ранее, сообщалось, что активисты Greenpeace активно игнорируют 300 серьезных случаев разлива нефти в Северной Дакоте.
С 2007 по 2011 г транспортировка нефти по ПМН сократилась в 2,65 раза с 24,7 до 9,3 млн.
Транзит же снизился до нуля. Причина в рейдерский захват Приватом в октябре 2007 г Укртатнафты и последовавшее за ним эмбарго на поставки нефти из РФ как реакция на вытеснение российской Татнефти с некогда совместного предприятия Укртатнафта, созданного на производственной базе Кременчугского НПЗ.
В 2009 г Укртранснафту не без скандала возглавил А.Лазорко, однокурсник нардепа И.Палицы, который является одним из партнеров лидера группы Приват И.Коломойского в нефтяном бизнесе.
До этого А.Лазорко несколько лет возглавлял контролируемые Приватом НПЗ в Дрогобыче и Надвирной.
В октябре 2009 г Приднепровские магистральные нефтепроводы были реверсированы для снабжения контролируемого тем же Приватом Кременчугского НПЗ, нуждающегося в дополнительном сырье.
Глава Укртатнафты П.Овчаренко обещал, что завод будет закупать не менее 240 тыс т азербайджанской нефти в месяц или 2,88 млн т/год.
«Но мы хотим, чтобы эти объемы были до 400 тыс. тонн (4,8 млн. тонн в год)» - отмечал он.
Однако проект, который менеджеры Привата называли не иначе как историческим, с треском провалился.
В 2010 г поставки нефти на Кременчугский НПЗ из Азербайджана составили всего около 1 млн т, а в 2011 г и того меньше 0,64 млн т.
Тогда как только ЛУКОЙЛ качал на свой завод под Одессой в среднем 2,5 млн т/год, а еще на Одесский НПЗ шло около 5 млн тонн преимущественно казахстанского нефтяного транзита.
Есть все основания утверждать, что если бы не кременчугский переворот 2007 га, сегодня загрузка Приднепровcких магистральных нефтепроводов составляла бы не 9, а до 20 млн т/ год, с учитом былых 6 млн т переработки на Кременчугском НПЗ и около 5 млн т на Лисичанском НПЗ.
С 2008 г Украина потеряла около 13 млн т загрузки или фактически один год работы при нынешних объемах перекачки.
В денежном выражении только на Приднепровских магистральных нефтепроводах при среднем тарифе 30 грн/тонна недополученный доход составил около 1 млрд грн.
К этой сумме следует также отнести отсутствие налоговых платежей от простаивающего с октября 2010 г Одесского НПЗ.
А как оценить убытки от фактической ликвидации как такового украинского маршрута транзита российских и казахстанских нефтересурсов?
«Работу нефтетранспортной отрасли поставили в зависимость от частной компании. Если она по какой-либо причине откажется от работы с каспийской нефтью, Украине будет сложно найти заказчика на прокачку нефти из России в Одессу. Мы рискуем в очередной раз оказаться в роли ненадежных партнеров» - эти слова экс-главы Укртранснафты А.Тодийчука, сказанные в октябре 2009 г, сегодня можно считать пророческими.
Трейдеры говорят, что казахи, которые ходили преимущественно на Одессу, вряд ли туда вернутся, так как РФ, скорее всего, настоятельно посоветует им направлять свои экспортные объемы нефти в БТС-1 или БТС-2.
Безусловно, к упадку украинского нефтяного транзита РФ приложила немалые усилия, построив новые магистрали и порты на своей территории, а также проводя соответствующую тарифную политику.
Но также очевидно и то, что Украина отдала эти объемы нефтетранзита без боя, потеряла стратегическую инициативу, а жирный крест на перспективах поставила по сути передача госфункций частной компании.
А в частных компаниях в Украине как известно, дела делаются только в одном направлении.