Об этом 24 ноября 2025 г. пишет РБК со ссылкой на письмо первого заместителя министра энергетики РФ П. Сорокина от 17 ноября, направленное в Минэкономразвития, Минфин, Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и Российский топливный союз (РТС).
ИЦД вместо ИПЦ
В письме отмечается, что текущие цены на АЗС, придерживающихся социально ориентированной политики роста стоимости топлива в пределах потребительской инфляции, не обеспечивают достаточную маржинальность продаж нефтепродуктов в рознице.В связи с этим Минэнерго РФ:
- считает целесообразным уйти от действующего принципа таргетирования цен по индексу потребительских цен (ИПЦ, рассчитывается Росстатом),
- предлагает применять вместо ИПЦ более расширенный композитный индекс ценового давления (ИЦД),
- напоминает, что аналогичный подход с 2025 г. реализован в другой сфере – ежегодный темп изменения тарифов на перевозки грузов и на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при перевозках грузов теперь определяется на основании композитного ИЦД.
Идею перехода от ИПЦ к ИЦД как к ориентировочной величине, ограничивающей рост цен на АЗС, продвигает РТС. По его мнению, большинство позиций, по которым Росстат считает ИПЦ, не формирует себестоимость на предприятиях топливообеспечения. Согласно методике Росстата, он отслеживает цены на более чем 775 тыс. различных товаров и услуг, траты на которые равны или превышают 0,1% расходов домохозяйств. Топливо под эту категорию попадает, но вне охвата ИПЦ оказываются ключевые ценообразующие факторы для АЗС (налоги, зарплаты, тарифы, кредиты и др.). В результате ИПЦ недостаточно чувствителен к реальным издержкам отрасли, которые последние годы растут быстрее инфляции.
Как следует из материалов Минэнерго РФ, концепция таргетирования по ИЦД включает в себя такие компоненты, как:
- повышение средней заработной платы в России (по данным Росстата) и МРОТ,
- рост налоговой нагрузки (акцизы),
- увеличение кредитной нагрузки,
- повышение тарифов ЖКХ,
- рост транспортных тарифов,
- рост стоимости обновления основных средств (реконструкция, ремонт).
Что и как растет?
По данным Росстата, индекс потребительских цен за неделю с 11 по 17 ноября 2025 г. по сравнению с началом года составил 105,08% (инфляция 5,08%). При этом цены на топливо на АЗС (данные Росстата охватывают порядка 1800 АЗС в 279 городах или около 7% АЗС в России) продолжают обгонять инфляцию уже несколько недель подряд:- бензин автомобильный подорожал на 11,8%, в т.ч. бензин АИ-92 – на 12,6%, АИ-95 – на 11,4%, АИ-98 и выше – на 6,3% (17 недель подряд); дизельное топливо – на 6,7% (4 недели).
- композитный индекс инфляции вырос на 14%,
- средний рост розничных цен на бензин АИ-92 с начала года составил 12,7%, АИ-95 – 11,5% и дизтопливо – 6,3%,
- индекс потребительских цен увеличился на 5,3%.
На основании этого, Минэнерго РФ приходит к выводу о том, что переход на композитный индекс в системе нефтепродуктообеспечения не повлечет избыточного роста цен на АЗС при стабильных макропараметрах. Минэнерго попросило Минэкономразвития, Минфин, ФАС и РТС представить свою позицию по новому расчету.
Что с маржей?
Минэнерго РФ приводит данные ЦДУ ТЭК на 12 ноября, согласно которым розничная цена бензина АИ-92 в среднем составляет 61,2 руб./л, с начала 2025 г. она выросла на 9,4% при инфляции 5,32%. В пересчете на единицы массы АИ-92 стоит в рознице 81,329 тыс. руб./т, в мелком опте (где в основном закупаются независимые АЗС) – 84,208 тыс. руб., на бирже – 66,569 тыс. руб. Таким образом, валовая маржа на АЗС от мелкого опта (цена на АЗС минус мелкий опт без учета затрат) для бензина АИ-92 составляет -2,1 руб./л. А валовая оптово-розничная маржа (АЗС минус биржа без учета затрат) - 11 руб./л.По АИ-95 показатели следующие: цена в рознице 65,88 руб./л (рост на 8,9% с начала года) или 87,258 тыс. руб./т, в мелком опте – 88,706 тыс. руб./т, на бирже – 73,435 тыс. руб./т. Валовая маржа для АИ-95 от мелкого опта оценивается в -1 руб./л, а валовая от биржи – 10,4 руб./л.
Розничная цена дизтоплива составляет 74,97 руб./л (рост на 6,6%) или 88,2 тыс. руб./т, в рознице, 83,733 тыс. руб./т в мелком опте и 80,757 тыс. руб./т на бирже. Валовая маржа от мелкого опта по дизелю составляет 3,7 руб./л, валовая от биржи – 6,2 руб./л.
В среднем оценка чистой маржи на АЗС от мелкого опта по всем видам топлива (валовая маржа минус затраты 6,5 руб./л) составляет минус 6,3 руб./л, на АЗС от биржи (валовая маржа минус затраты 8 руб./л) – 1,2 руб./л.
Ситуация с рентабельностью продаж бензина для АЗС выправляется, чему способствует завершение сезона летнего пикового спроса, регуляторные решения (в т.ч. запреты на экспорт и на обнуление демпфера), спад ажиотажного спроса на бирже и снижение оптовых цен. Свой вклад вносит и временной лаг. Сейчас АЗС завершают реализацию топлива, закупленного в сентябре по пиковым ценам, когда стоимость АИ-92 на бирже превышала 70 тыс. руб./т. По мере того, как в розницу будут реализовываться партии бензина, приобретенные на бирже после снижения цен, ситуация с рентабельностью будет улучшаться, по крайней мере, для независимых АЗС, для которых ситуация с отрицательной рентабельностью продаж бензина была наиболее чувствительной.






