Соответствующие заявления С. Цивилев сделал на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) 4 сентября 2025 г.
Объясните, чтобы люди не волновались!
4 сентября 2025 г. в кулуарах ВЭФ С. Цивилев сообщил ТАСС, что рынок топлива в России стабилен, Минэнерго контролирует ситуацию с обеспечением светлыми видами нефтепродуктов.С. Цивилев добавил, что его министерство держит на контроле розничные цены, что они росли не выше инфляции. «Я надеюсь, что мы с этой ситуацией справимся», - добавил глава Минэнерго РФ.
По данным Росстата, цены на АЗС уже 6 недель подряд опережают инфляцию - за неделю по 1 сентября 2025 г., розничные цены на бензин в России с начала года выросли на 6,7% (в т.ч. АИ-92 подорожал на 6,9%, АИ-95 - на 6,7%) при 4,1% инфляции. Но данные Росстата охватывают далеко не все АЗС (порядка 1800 АЗС в 279 городах или около 7% АЗС в России). При этом темпы роста замедляются - за неделю по 25 августа бензин подорожал на 0,6%, а за неделю по 1 сентября - на 0,3%. Минэнерго пояснило, что такая динамика стала результатом изменения оптовых биржевых цен благодаря принимаемым правительством РФ мер по обеспечению внутреннего рынка топливом.
При этом динамика биржевых цен нестабильна. После введения запрета на экспорт бензина для производителей и решения о его продлении на сентябрь цены резко снижались, но потом возвращались к росту. 4 сентября 2025 г. на Петербургской бирже по национальному индексу бензин Регуляр-92 подорожал на 0,73%, до 72,219 тыс. руб./т, Премиум-95 - подешевел на 0,93%, до 81,032 тыс. руб./т. При этом с начала лета АИ-92 прибавил на бирже 22,97%, АИ-95 - 31,74%. Рекордные уровни цен были достигнуты 20-21 августа, после продления запрета на экспорт последовало снижение, но сейчас цены вновь приблизились к историческим максимумам.
Меры достаточны
Основными причинами нового витка роста биржевых цен стали новости об атаках беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). В начале августа Минэнерго РФ подтвердило остановку ряда установок первичной и вторичной переработки нефти на российских НПЗ на внеплановые ремонты, заверив, что выпадающие объемы производства будут компенсированы, ремонты идут оперативно, а запасов достаточно. Однако отсутствие какой-либо конкретики по масштабам проблем, а также новые удары продолжили создавать нервозную обстановку на рынке.Основной мерой, которая фактически должна способствовать стабилизации ситуации на топливном рынке, стала остановка экспорта бензинов как для непроизводителей, так и производителей до конца сентября (для непроизводителей - до конца октября). Также принимаются точечные меры и их достаточно для поддержания стабильности на рынке, которые министр проговорил в ходе брифинга на ВЭФ.
Тезисы от С. Цивилева:
- у нефтяных компаний есть резервы перерабатывающих мощностей, мы эти резервы запустили,
- вместе с ними скорректировали программу плановых ремонтов НПЗ, чтобы плановые ремонты не попали на период пикового спроса на бензины,
- также в ручном режиме работаем с РЖД, чтобы цистерны с бензином из регионов производства быстро перемещались в регионы максимального спроса на бензин,.
- с учетом перечисленных мер, которые мы применили, их будет достаточно для остановки в сентябре роста цен на бензины в опте и рознице.
Также С. Цивилев призвал не создавать паники и излишнего ажиотажа на рынке, которые провоцируют рост цен на фоне отсутствия реальных проблем с обеспеченностью топливом.
С. Цивилев сообщил о случаях, когда специально раздувается ситуация, связанная с нехваткой бензина, на которой спекулируют отдельные недобросовестные предприниматели.
Во 2й половине августа 2025 г. локальные дефициты бензина отмечались в ряде регионов РФ, в т.ч. в республике Крым, Приморском, Хабаровском и Забайкальском краях, Курильском районе Сахалинской области. Ситуацию в Приморском крае глава регионального минэнерго Е. Шиш связала с наплывом туристов, недостаточным количеством бензовозов у поставщика (ННК-Приморнефтепродукт) и заполнением канистр бензином жителями. Е. Шиш призвала население не создавать искусственный дефицит, за что на министра обрушилась резкая критика, а зампред комитета Госдумы по энергетике Ю. Станкевич порекомендовал региональным властям активнее выстраивать системный диалог с производителями, поставщиками топлива, владельцами АЗС и проводить разъяснительную работу с жителями.
Однако ажиотаж в регионах, особенно дальневосточных, сохранился, в Хабаровском крае фиксировались ситуации, когда единовременно частные лица закупали по 300-400 л топлива. Такая практика не способствует стабилизации ситуации в рознице, что потребовало отдельного разъяснения и просьбы не паниковать от главы федерального министерства.