USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

4 мин
1072

Take-or-pay поедет? В правительстве РФ рассматривается возможность введения схемы «вези или плати» на РЖД

РЖД жалуется на непредъявление грузов, грузоотправители боятся дискриминации, а Минтранс РФ уверяет, что стремится учесть баланс интересов всех участников перевозочного процесса.

Take-or-pay поедет? В правительстве РФ рассматривается возможность введения схемы «вези или плати» на РЖД

Москва, 13 авг - ИА Neftegaz.RU. Минтранс РФ рассматривает возможность законодательного закрепления долгосрочных договоров по принципу «вези или плати» (take-or-pay) между грузоотправителями и РЖД.
Об этом 12 августа 2025 г. сообщил РБК со ссылкой на источник, знакомый с ходом обсуждения инициативы.

Take-or-pay на колесах

Целесообразность внесения соответствующих изменений в федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта» будет рассматриваться на совещании в Минтрансе РФ 14 августа 2025 г.

Согласно проекту документа:
  • договоры планируется заключать не менее чем на 1 год,
  • в договорах должен быть обозначен фиксированный объем грузов, который отправитель обязуется предъявить к перевозке по согласованию и оплатить его, даже если фактически направит меньше,
  • предусмотрены исключения - вина перевозчика или форс-мажор,
  • на перегруженных участках железнодорожной сети правительство сможет определять, для каких грузов будет действовать этот принцип,
  • в случае, если перевозчик не принял согласованный сторонами объем груза, он должен будет оплатить неустойку в размере общей суммы платежей за перевозку согласованных объемов грузов.

Предполагается, что механизм «вези или плати» должен улучшить планирование перевозок, рационально использовать инфраструктуру и гарантировать вывоз продукции в согласованных объемах по долгосрочным договорам. Это создаст условия для равномерной загрузки перспективных провозных мощностей, особенно на участках с ограниченной пропускной способностью, и обеспечит своевременную доставку грузов.

Болевая точка РЖД

Обсуждение схемы «вези или плати» идет не первый год. РЖД продвигает эту схему с 2016 г., но столкнулась с противодействием грузоотправителей, которые опасались появления ограничений доступа к инфраструктуре.

В 2021 г. А. Белоусов, на тот момент являвшийся вице-премьером, поручал РЖД ввести схему в отношении угля, чтобы разгрузить Восточный полигон. Вскоре после этого президент РФ В. Путин поручил РЖД и добывающим компаниям заключить долгосрочные контракты о вывозе угля на восток. Минтранс разработал соответствующий законопроект, который должен был вступить в силу в начале 2025 г., но в мае 2023 г. правительство отозвало его.

В 2025 г. РЖД регулярно говорят о необходимости введения принципа «вези или плати», указывая на проблему непредъявления грузов грузоотправителями, в частности, угля для вывоза в восточном направлении. Яркий пример - невыполнение Кемеровской областью соглашения с РЖД о вывозе угля на экспорт в восточном направлении:
  • в 2025 г. Кузбасс стал единственным регионом, получивший такую преференцию, тогда как в 2024 г. аналогичные договоренности с РЖД были также у республик Саха (Якутия), Бурятия, Хакасия, Тыва и Иркутской области,
  • соглашение с Кемеровской областью предусматривает вывоз в восточном направлении 54,1 млн т угля в 2025 г.,
  • однако грузоотправители Кемеровской области в 1м полугодии 2025 г. не предъявили к перевозке 820 тыс. т угольной продукции,
  • рентабельность поставок российского угля остается низкой из-за снижения мировых цен и укрепления рубля, в связи с чем угольщики сокращают экспорт,
  • в этой ситуации РЖД сталкивается со сложной проблемой:
    • Кузбасс фактически резервирует лимитированную инфраструктуру Восточного полигона, существенно снижая возможности приема к перевозке иных грузов, нарушая технологию и ухудшая экономику работы железнодорожного транспорта в целом,
    • гарантом исполнения соглашения с РЖД выступает администрация Кузбасса, сами грузоотправители никакой ответственности за непредъявление оговоренного объема груза не несут,
    • механизм возмещения РЖД недополученных доходов в связи с невозможностью использования зарезервированной под уголь инфраструктуры для перевозки других грузов отсутствует.

РЖД считает необходимым изменить форму соглашения: ввести использование прямых договоров с угольными компаниями только по принципу «вези или плати», что позволит хеджировать риски неиспользования железнодорожной инфраструктуры, повысить прогнозируемость грузопотоков и гарантировать окупаемость инвестиций.

11 августа 2025 г. премьер-министр РФ М. Мишустин утвердил план реализации Стратегии пространственного развития до 2030 г., в который включена подготовка предложений по внедрению схемы «вези или плати». Согласно документу:
  • по итогам обсуждения ответственные стороны - Минтранс, Минэкономразвития, ФАС и иные федеральные органы исполнительной власти с участием РЖД - должны представить доклад в правительство.
  • 1й доклад должен быть представлен в сентябре 2025 г.,
  • далее - раз в полгода.

Должен быть баланс

Минтранс заверил, что работу над текстом изменений в устав ж/д-транспорта ведет с учетом баланса интересов всех участников перевозочного процесса.

Однако бизнес настроен к планируемому нововведению настороженно. Так, Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) опасается, что законодательное закрепление схемы приведет к конфликтам с действующим правовым регулированием, в первую очередь, с правилами недискриминационного доступа (ПНД), где закреплена конкретная очередность грузов. Производители удобрений считают, что это может ограничить доступ к инфраструктуре для тех, кто не перейдет на долгосрочные договоры. Также в РАПУ опасаются, что производители не получат полную компенсацию за недоставленные грузы, а неустойка может быть уменьшена в суде.

Металлурги также против, т.к. это приведет к приоритизации грузов в зависимости от механизма договора, а не согласно правилам ПНД.

Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram