Об этом 12 августа 2025 г. сообщил РБК со ссылкой на источник, знакомый с ходом обсуждения инициативы.
Take-or-pay на колесах
Целесообразность внесения соответствующих изменений в федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта» будет рассматриваться на совещании в Минтрансе РФ 14 августа 2025 г.Согласно проекту документа:
- договоры планируется заключать не менее чем на 1 год,
- в договорах должен быть обозначен фиксированный объем грузов, который отправитель обязуется предъявить к перевозке по согласованию и оплатить его, даже если фактически направит меньше,
- предусмотрены исключения - вина перевозчика или форс-мажор,
- на перегруженных участках железнодорожной сети правительство сможет определять, для каких грузов будет действовать этот принцип,
- в случае, если перевозчик не принял согласованный сторонами объем груза, он должен будет оплатить неустойку в размере общей суммы платежей за перевозку согласованных объемов грузов.
Предполагается, что механизм «вези или плати» должен улучшить планирование перевозок, рационально использовать инфраструктуру и гарантировать вывоз продукции в согласованных объемах по долгосрочным договорам. Это создаст условия для равномерной загрузки перспективных провозных мощностей, особенно на участках с ограниченной пропускной способностью, и обеспечит своевременную доставку грузов.
Болевая точка РЖД
Обсуждение схемы «вези или плати» идет не первый год. РЖД продвигает эту схему с 2016 г., но столкнулась с противодействием грузоотправителей, которые опасались появления ограничений доступа к инфраструктуре.В 2021 г. А. Белоусов, на тот момент являвшийся вице-премьером, поручал РЖД ввести схему в отношении угля, чтобы разгрузить Восточный полигон. Вскоре после этого президент РФ В. Путин поручил РЖД и добывающим компаниям заключить долгосрочные контракты о вывозе угля на восток. Минтранс разработал соответствующий законопроект, который должен был вступить в силу в начале 2025 г., но в мае 2023 г. правительство отозвало его.
В 2025 г. РЖД регулярно говорят о необходимости введения принципа «вези или плати», указывая на проблему непредъявления грузов грузоотправителями, в частности, угля для вывоза в восточном направлении. Яркий пример - невыполнение Кемеровской областью соглашения с РЖД о вывозе угля на экспорт в восточном направлении:
- в 2025 г. Кузбасс стал единственным регионом, получивший такую преференцию, тогда как в 2024 г. аналогичные договоренности с РЖД были также у республик Саха (Якутия), Бурятия, Хакасия, Тыва и Иркутской области,
- соглашение с Кемеровской областью предусматривает вывоз в восточном направлении 54,1 млн т угля в 2025 г.,
- однако грузоотправители Кемеровской области в 1м полугодии 2025 г. не предъявили к перевозке 820 тыс. т угольной продукции,
- рентабельность поставок российского угля остается низкой из-за снижения мировых цен и укрепления рубля, в связи с чем угольщики сокращают экспорт,
- в этой ситуации РЖД сталкивается со сложной проблемой:
- Кузбасс фактически резервирует лимитированную инфраструктуру Восточного полигона, существенно снижая возможности приема к перевозке иных грузов, нарушая технологию и ухудшая экономику работы железнодорожного транспорта в целом,
- гарантом исполнения соглашения с РЖД выступает администрация Кузбасса, сами грузоотправители никакой ответственности за непредъявление оговоренного объема груза не несут,
- механизм возмещения РЖД недополученных доходов в связи с невозможностью использования зарезервированной под уголь инфраструктуры для перевозки других грузов отсутствует.
РЖД считает необходимым изменить форму соглашения: ввести использование прямых договоров с угольными компаниями только по принципу «вези или плати», что позволит хеджировать риски неиспользования железнодорожной инфраструктуры, повысить прогнозируемость грузопотоков и гарантировать окупаемость инвестиций.
11 августа 2025 г. премьер-министр РФ М. Мишустин утвердил план реализации Стратегии пространственного развития до 2030 г., в который включена подготовка предложений по внедрению схемы «вези или плати». Согласно документу:
- по итогам обсуждения ответственные стороны - Минтранс, Минэкономразвития, ФАС и иные федеральные органы исполнительной власти с участием РЖД - должны представить доклад в правительство.
- 1й доклад должен быть представлен в сентябре 2025 г.,
- далее - раз в полгода.
Должен быть баланс
Минтранс заверил, что работу над текстом изменений в устав ж/д-транспорта ведет с учетом баланса интересов всех участников перевозочного процесса.Металлурги также против, т.к. это приведет к приоритизации грузов в зависимости от механизма договора, а не согласно правилам ПНД.