Об этом пишут Ъ и РБК.
Диапазон станет шире
Правительство РФ может расширить возможности получения демпферных выплат для нефтяных компаний, решение может быть принято в ближайшие дни, сообщил Ъ 17 июля 2025 г.Напомним, что текущая конструкция демпфера - механизма защиты внутреннего рынка топлива от вымывания доступных объемов при выгодной для нефтяных компаний внешней конъюнктуре - следующая:
- если экспортные цены на бензин и дизельное топливо превышает условные внутренние, то государство компенсирует производителям часть этой разницы, а в противном случае нефтяные компании перечисляют часть прибыли в бюджет,
- демпфер обнуляется, если в среднем за месяц оптовые цены на бензин и дизтопливо превышают индикативные цены более чем на 10 и 20% соответственно (индикативная цена в 2025 г. составляет 60 450 руб./т для бензина и 57 200 руб./т для дизтоплива, т.е. биржевые цены не должны подниматься выше 66 495 руб./т и 68 640 руб./т соответственно).
В условиях высокой волатильности и периодов резкого роста биржевых цен на топливо нефтяные компании беспокоятся по поводу перспектив обнуления демпфера.
Такое уже происходило - в октябре 2023 г. демпфер обнулялся за сентябрь из-за роста биржевых цен выше установленного для выплат уровня в предкризисной ситуации на российском топливном рынке, для выправления которой вводился запрет на экспорт бензина и дизельного топлива.
Чтобы избежать проблем с рентабельностью переработки, уже почти 2 года обсуждается корректировка демпфера и решение, вероятно, правительство уже готово принять.
Предполагается, что:
- диапазон отклонения от индикативных цен для бензина и дизельного топлива может вырасти на 5 п.п.,
- для бензина - с 10% до 15%,
- для дизтоплива - с 20% до 25%.
Это может поддержать нефтяные компании, у которых наибольшие риски потери выплат по демпферу складываются в августе и сентябре.
А нужно еще шире?
РБК 18 июля 2025 г. сообщил о письме главы Роснефти И. Сечина на имя вице-премьера РФ А. Новака от 8 июля, согласно которому диапазон отклонения топливных цен от индикативных для демпферных выплат предлагается расширить на 10 п.п.Согласно документу:
- с начала 2025 г. биржевые цены на бензин выросли на 20,8%, а на дизтопливо - на 4,7%,
- пока стоимость топлива не превысила критические отметки, но такой риск есть,
- обнуление демпферных выплат за сентябрь 2023 г. привело к дополнительной налоговой нагрузке на отрасль,
- чтобы не допустить повторения подобной ситуации, Роснефть в ноябре 2024 г. выступила с предложением об увеличении возможных отклонений фактических цен внутреннего рынка от условных с 10% до 20% по бензину и с 20% до 30% по дизельному топливу, такое же обращение было направлено и другими крупнейшими нефтяными компаниями - ЛУКОЙЛом, Газпром нефтью, Татнефтью,
- предложение проработано Минэнерго и Минфином, но остается неурегулированным вопрос размера корректировки диапазонов,
- в настоящее время прорабатываются различные сценарии корректировки, в т.ч. с увеличением допустимого отклонения в размере лишь на 5 п.п. вместо предложенных Роснефть. необходимых 10 п.п.
- при этом, принимая во внимание усиление санкционного давления и нестабильность геополитической ситуации, влияющей на поведение участников рынка, волатильность рынка, а также сезонность спроса на нефтепродукты, увеличение диапазонов отклонения на 10 п.п. позволит нивелировать риски обнуления демпфирующей надбавки,
- в целях исключения риска неконтролируемого роста биржевых цен и, как следствие, невозможности функционирования независимых розничных сетей, возникновения дефицита топлива на отдельных товарных рынках РФ, убытков (как в отдельных отраслевых сегментах, так и во всей нефтеперерабатывающей отрасли в целом) Роснефть просит поддержать его предложение.
Минфин РФ получил соответствующее поручение от А. Новака и совместно с заинтересованными ведомствами прорабатывает донастройку демпфирующего механизма путем 2-этапного расширения размеров допустимых отклонений фактических оптовых цен внутреннего рынка на моторные топлива от их установленных условных значений для применения демпфера.
2 июля замминистра финансов А. Сазанов сообщал о проработке компромиссного варианта:
- сначала повышение до 15% по бензину и до 25% по дизельному топливу на период 1-2 года,
- дальнейший переход к тому, что предлагает отрасль, - 20%-ное отклонение по бензину и 30%-ное по дизтопливу,
- окончательное решение должно быть за правительством, Минфин его ожидает.
А цены растут
Цены на бензины на Петербургской бирже активно растут как минимум с начала лета и в настоящее время находятся на максимумах 2025 г.С начала лета цены по национальному индексу на бензин АИ-92 выросли на 13,9%, АИ-95 - на 21,5%, летний дизель, напротив, подешевел - на 6,4%
По итогам торгов 18 июля 2025 г.:
- бензин Регуляр-92 подорожал на 0,29%, до 65 589 руб./т,
- Премиум-95 прибавил 0,36%, до 73 910 руб./т,
- ДТ летнее подешевело на 0,69%, до 58 181 руб./т.
Роснефть связывает текущий рост биржевых цен на топливо в т.ч. с влиянием, которое оказывают ограничения РЖД по перемещению порожних специализированных вагонов.
Также сказывается индексация с 1 января 2025 г. ставок акциза на бензин и дизтопливо (на 13,6 и 16,3% на бензин и дизель соответственно) и изменение порядка расчета демпфирующей надбавки (коэффициент Кдемп) в части фиксации ставки акциза на уровне 2024 года, используемой в расчете цены экспортной альтернативы.
На заседании штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов 9 июля 2025 г. А. Новак поручил РЖД решить проблему простоя порожних вагонов после разгрузки товара.
Это должно помочь обеспечить своевременную погрузку и вывоз нефтепродуктов нефтяными компаниями в адрес потребителей.
Наиболее жесткий шаг - полный запрет на экспорт бензина - правительство РФ пока считает чрезмерным, но не исключает его.
Напомним, что в настоящее время ограничение на экспорт бензина касается только непроизводителей (компаний с объемом переработки менее 1 млн т/год).
В таком формате ограничение действует по 31 августа 2025 г., рассматривается его продление до 1 ноября 2025 г.