USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

3 мин
1441

Доходы бюджета РФ от нефтегаза в 2025 г. снижены на 24% по сравнению с первоначальным прогнозом

Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2025 г. ожидаются в сумме 8 трлн 317 млрд 421 млн руб. (3,7% ВВП), или на 2 трлн 619 млрд 24 млн руб. меньше ранее прогнозировавшегося значения.

Доходы бюджета РФ от нефтегаза в 2025 г. снижены на 24% по сравнению с первоначальным прогнозом

Москва, 13 мая - ИА Neftegaz.RU. Поправки к федеральному бюджету на 2025 г. предусматривают снижение нефтегазовых доходов в 2025 г. по сравнению с ранее утвержденным бюджетом на 2,6 трлн руб.
Поправки в бюджет (№914318-8) опубликованы в электронной базе данных парламента.

Основные факторы:
  • снижение прогноза экспортной цены на российскую нефть с 69,7 долларов/барр. до 56 долларов/барр.,
  • пересмотр прогноза курса доллара.
Дополнительное влияние оказали изменения законодательства, принятые в 2024 г. уже после формирования исходного бюджета.

Нефтегазовые доходы (НГД) федерального бюджета в 2025 г. ожидаются в сумме 8 трлн 317 млрд 421 млн руб. (3,7% ВВП), или на 2 трлн 619 млрд 24 млн руб. меньше ранее прогнозировавшегося значения.

В пояснительной записке говорится:
  • сложившаяся в январе-апреле 2025 г. конъюнктура на мировых сырьевых рынках оказалась менее благоприятной, чем ожидалось ранее - объявление о протекционистских мерах США в начале апреля 2025 г. вызвало резкое снижение цен на нефть;
  • учитывая уже реализованные и еще сохраняющиеся риски последствий нарастания геополитической нестабильности, траектория цены на российскую нефть была скорректирована в сторону более сдержанных значений - с 69,7 долл. США/барр., учтенных при формировании закона 419-ФЗ (закон о бюджете РФ), до 56 долл. США/барр.по итогам 2025 г.;
  • на этом фоне прогноз по курсу рубля пересмотрен.

НДПИ

Согласно материалам, прогноз по поступлениям от НДПИ на нефть снижен на 29,5%, с 10,68 трлн до 7,53 трлн руб.

Помимо выше названных причин (цены на нефть, курса доллара), на ожидаемые поступления повлияло:
  • увеличение с 1 января 2025 г. размера налогового вычета, предоставляемого отдельным налогоплательщикам, осуществляющим добычу в границах Красноярского края (всего 177 млрд руб.);
  • продление срока применения особого налогового режима «новое морское месторождение» для отдельных налогоплательщиков (87 млрд руб.)

НДД

Поступления от налога на дополнительный доход (НДД) снижены на 33%, с 1,88 трлн до 1,26 трлн руб.
Уточняется, что изменение прогнозируемых поступлений НДД связано с:
  • изменением цен на нефть,
  • объемами добычи и курсом доллара США,
  • фактически сложившейся структурой объемов добычи.

Вывозные пошлины

Одновременно прогноз по вывозным пошлинам на продукцию, выработанную из нефти, увеличен с 0 до 1,4 млрд руб.
Это связано с фактической уплатой пошлин на сжиженные углеводороды и заградительных пошлин.

Акциз на нефтяное сырье

Также запланировано увеличение объемов акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку.
Рост составит 1,47 трлн руб., что связано с корректировкой возмещения, исходя из цен на нефть и нефтепродукты на Роттердамском рынке.

Поступления от НДПИ на природный газ

Поступления от НДПИ на природный газ пересмотрены с 1 трлн до 907 млрд руб. (-9,96%), на газовый конденсат, с 834,6 млрд до 670,7 млрд руб. (-19,6%).
Таможенные пошлины на природный газ также упали - на 57 млрд руб.
Общие доходы от газа снижены на 9,4%.

Потребление, и соответственно, добыча природного газа напрямую зависят от погодных условий в регионах потребления, и прежде всего зимой.
Согласно данным Системного оператора ЕЭС, в отопительном сезоне 2024/25 годов средняя температура воздуха по России была на 2,5 оС выше климатической нормы (а также средних значений предыдущего сезона - 2023/24 гг.)
Под влиянием теплой погоды в 1м квартале 2025 г. (пока доступна статистика за 3 мес.) добыча газа в России сократилась на 11 млрд м3.

Отмена налогового вычета по НДПИ на газовый конденсат при получении широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) при переработке газового конденсата принесет в бюджет 40,9 млрд руб., говорится в материалах.

Как следует из пояснительной записки, основное снижение нефтегазовых доходов - в размере 2,4 трлн руб. - обусловлено факторами, не связанными с изменением законодательства, в первую очередь, пересмотром прогноза биржевых цен и курса доллара США.
При этом подчеркивается, что влияние указанного снижения на сбалансированность федерального бюджета нейтрализуется «бюджетным правилом».

Итоги 2024 г.

Напомним, что в 2024 г. нефтегазовые доходы бюджета составили 11,1311 трлн руб., что на 26,2% больше, чем в 2023 г.:
  • поступления от НДПИ - рост на 29,3%, до 12,234,2 трлн руб., в т.ч.:
    • нефть - 10,111 трлн руб., рост на 29,9%,
    • газ - 1,4487 млрд руб., рост на 19,0%,
    • газовый конденсат - 674,5 млрд руб., рост в 1,5 раза;
  • поступления от экспортной пошлины снизились в 2,1 раза, до 402,9 млрд руб., в т.ч.:
    • по газу - 490 млрд руб., снижение на 13,4%;
    • по нефти из бюджета нефтяным компаниям были возвращены ранее уплаченные экспортные пошлины в размере 3,4 млрд руб. (в 2023 г. поступления в бюджет по экспортной пошлине на нефть в бюджет составили 283,9 млрд руб.);
  • поступления по НДД выросли в 1,6 раза, до 2,049 трлн руб.
Базовые НГД бюджета в 2024 г. составили 9,8312 трлн руб., дополнительные - 1,2998 трлн руб.
В бюджет на 2024 г. был заложен объем нефтегазовых доходов в 10,985 трлн руб., в т.ч. 9,932 трлн руб. базовые НГД.

Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram