Энергостратегия-2050 утверждена распоряжением правительства РФ от 12 апреля 2025 г. №908-р.
Представил документ вице-премьер РФ А. Новак в ходе проведенного премьер-министром М. Мишустиным оперативного совещания 14 апреля 2025 г.
Энергостратегия готова
Обновить Энергетическую стратегию РФ и продлить горизонт планирования в документе до 2050 г. президент РФ В. Путин поручал еще в апреле 2022 г., а сам документ должен был быть готов до 15 сентября того же года.Разработка документа сильно затянулась, а В. Путин регулярно напоминал правительству, что надо наконец-то подготовить обновленную энергетическую стратегию чтобы затем, шаг за шагом, ее реализовывать, работая по приоритетам долгосрочного развития ТЭК.
Задержка в целом понятна - Энергостратегию необходимо было синхронизировать с рядом других стратегических документов.
Энергостратегия синхронизирована со Стратегиями пространственного развития, Стратегией научно-технологического развития и др. документами.
Но добиться полной синхронизации не удалось, так, по установленной мощности объектов генерации показатель еще предстоит уточнить после утверждения и корректировки Генсхемы размещения объектов электроэнергетики.
Тезисы от М. Мишустина:
- по поручению президента обновлен этот ключевой для развития государства документ,
- расширен горизонт планирования и учтены существующие вызовы, что должно позволить нефтяному, газовому, угольному секторам, электроэнергетике, энергетическому машиностроению, связанному с ними транспорту точнее соответствовать изменениям, которые происходят в мире и в отечественной экономике, чтобы сделать все необходимое для ее дальнейшего развития,
- речь идет, в частности, о переориентации поставок на дружественные рынки, наращивании выпуска в промышленности,
- такой рост опирается на приоритетное использование именно отечественного оборудования, программного, технологического, технического обеспечения.
Тезисы от А. Новака:
- Энергетическая стратегия определяет долгосрочные ориентиры на период до 2050 г.: развитие ТЭК в условиях глобальных вызовов, энергоперехода, внедрения цифровых технологий, технологических изменений в целом и растущего энергопотребления,
- увеличение промышленного производства, развитие электротранспорта городских агломераций, рост цифровой инфраструктуры обеспечат долгосрочный спрос на энергоресурсы и продукцию нефтегазохимии,
- энергостратегия учитывает рост мирового спроса на все виды источников на 20% к 2050 г.,
- Энергостратегия предусматривает 2 ключевых приоритета:
- 1е - обеспечение внутреннего рынка энергоресурсами. Задача ТЭК - обеспечить стабильные поставки энергоресурсов, диверсифицировать источники энергии, обеспечить газификацию регионов, развитие инфраструктуры в Дальневосточном, Арктическом регионах,
- 2е - реализация экспортного потенциала. ТЭК является сейчас ключевой экспортной отраслью страны, Россия и далее будет оставаться здесь мировым лидером, продолжив, наряду с поставками нефти, газа и угля, наращивать экспорт сжиженного природного газа (СПГ), атомных технологий;
- также стратегия предусматривает диверсификацию поставок ресурсов, развитие новых логистических маршрутов, в т.ч. Северного морского пути (СМП), развитие партнерств с Азией, глобальным Югом в целом,
- Россия продолжит наращивать технологическое лидерство, усиливать позиции в атомной энергетике, водородных технологиях, системах накопления энергии, в т.ч. в рамках национального проекта Новые атомные и энергетические технологии,
- будем развивать также цифровые технологии - анализ больших данных, цифровые двойники и искусственный интеллект,
- особое внимание уделяется вопросам снижения воздействия на окружающую среду, предусматривается рост доли атомной энергетики до 25% в структуре генерации, рост мощности возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и внедрение современных экологических стандартов в отраслях энергетики,
- также предусмотрено стимулирование энергосбережения во всех отраслях экономики.
Энергостратегия-2050
Целью стратегии заявлено новое состояние энергетики, включающее в себя доступное гарантированное обеспечение населения и экономики России продукцией и услугами ТЭК, эффективную реализацию экспортного потенциала страны, а также обеспечение энергетической безопасности, технологического суверенитета и конкурентоспособности.В основу прогнозных оценок развития российского ТЭК положены 5 сценариев:
- стресс-сценарий, в котором предполагается значительное снижение производственных показателей отраслей ТЭК на фоне сокращения экспортных возможностей и общего ухудшения внешних условий его функционирования,
- инерционный - сохранение сложившихся трендов и действующих подходов в отраслях ТЭК без значительных инвестиций в их развитие,
- целевой - реализация мероприятий для сбалансированного развития отраслей ТЭК с учетом оптимального соотношения надежного и экологичного обеспечения внутреннего рынка с наименьшими издержками и эффективной реализации экспортного потенциала, достижения национальных целей в области климатической политики, а также технологического суверенитета и конкурентоспособности отраслей ТЭК,
- технического потенциала - максимально возможные уровни производственных показателей без учета экономической рентабельности и целесообразности проведения возможных мероприятий,
- сценарий ускоренного энергетического перехода - возвращение к более быстрым темпам декарбонизации мировой энергетики на основе ВИЭ, а также снятие ограничений на поставки в РФ технологий и оборудования.
Добыча и транспортировка нефти и нефтепродуктов
Показатели реализации стратегии в отрасли (базируются на целевом сценарии):- объем добычи нефти и газового конденсата - рост с 531 млн т в 2023 г. до 540 млн т/год к 2030 г. с сохранением этого уровня до 2050 г.
- мощность экспортной инфраструктуры нефти и нефтепродуктов РФ (все виды транспорта) - рост с 530 млн т в 2023 г. до 550 млн т/год к 2030 г. и далее этот уровень будет сохраняться до 2050 г.
Так, в стресс-сценарии к 2050 г. добыча нефти в России может опуститься до 171 млн т/год, а экспорт - до 0.
В сценарии технического потенциала добыча к 2050 г. достигает 547 млн т/год (при том, что к 2030 г. показатель растет до 591 млн т/год), а мощность экспортной инфраструктуры опускается до 228 млн т/год (319 млн т/год уходит на внутренний рынок).
В числе первоочередных мер:
- международная кооперация для балансировки спроса и предложения на мировом нефтяном рынке,
- обеспечение стимулирующего и предсказуемого фискального режима для нефтяной отрасли, ориентированного на приток инвестиций, в т.ч. для освоения трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ),
- стимулирование геологического изучения недр,
- поддержание работоспособности и создание достаточных инфраструктурных мощностей трубопроводной, железнодорожной, портовой инфраструктур,
- развитие инфраструктуры СМП,
- совершенствование тарифной политики в части транспортировки нефти и нефтепродуктов трубопроводным и железнодорожным транспортом.
Нефтепереработка и нефтегазохимия
Показатели реализации стратегии в отрасли:- глубина переработки - рост с 84,1% в 2023 г. до 90% к 2030 г. с дальнейшим поддержания этого уровня,
- обеспечение потребностей внутреннего рынка РФ в нефтепродуктах - более 100% вплоть до 2050 г.,
- объем производства крупнотоннажных полимеров - рост с 7,2 млн т в 2023 г. до не менее чем 10 млн т/год к 2030 г., сохранение на этом уровне до 2036 г. и рост как минимум до 14 млн т/год к 2050 г.
В целевом сценарии содержится ряд дополнительных показателей:
- объем нефтепереработки - рост с 275 млн т в 2023 г. до 283 млн т/год к 2030 г. и сохранение этого уровня до 2050 г.,
- поставки нефтепродуктов на внутренний рынок - рост со 144 млн т в 2023 г. до 156 млн т/год к 2030 г., 159 млн т/год к 2036 г. и снижение к 158 млн т/год к 2050 г.,
- экспорт нефтепродуктов - снижение со 131 млн т в 2023 г. до 127 млн т/год к 2030 г., 124 млн т/год к 2036 г. и восстановление до 125 млн т/год к 2050 г.,
- производство крупнотоннажной нефтехимии - рост с 7,3 млн т в 2023 г. до 14 млн т/год к 2030 г., сохранение этого уровня до 2036 г. и рост к 18 млн т/год к 2050 г.,
- экспорт крупнотоннажной нефтехимии - рост с 2 млн т в 2023 г. до 7,1 млн т/год к 2030 г., снижение до 6,6 млн т/год к 2036 г. и рост до 8,5 млн т/год к 2050 г.,
В комплекс первоочередных мер входят:
- сохранение стимулов для продолжения реализации программы модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ),
- обеспечение эффективной системы распределения нефтепродуктов на внутренний рынок и на экспорт для обеспечения целевого уровня загрузки НПЗ,
- экономически эффективное обеспечение нефтепродуктами внутренних потребностей Российской Федерации и экспорта на принципах рыночного ценообразования,
- применение энергоэффективных технологий,
- сохранение государственной поддержки действующих и находящихся на этапе строительства мощностей по глубокой переработке нефти и производству продукции нефтегазохимии,
- обеспечение экономических условий для эффективной переработки газа и выделения сырья для нефтехимии,
- разработка и внедрение отечественных технологий, оборудования, катализаторов и специальных добавок, необходимых для производства продукции нефтегазохимии,
- своевременный вывод из эксплуатации или модернизация морально и физически изношенного оборудования,
- создание благоприятных условий для развития нефтехимических производств, интегрированных с НПЗ.
Газовая отрасль
Показатели реализации стратегии в отрасли:- уровень газификации населения РФ - рост с 73,8% в 2023 г. до 82,9% к 2030 г., 84% к 2036 г. и до 86,2% к 2050 г.,
- проектная производительность экспортных газопроводов в страны Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона - рост с 30 млрд м3/год в 2023 г. до 98 млрд м3/год к 2030 г. с сохранением этого показателя на том же уровне до 2050 г.
- объем производства СПГ - рост с 33 млн т в 2023 г. до 90-105 млн т/год к 2030 г., 110-130 млн т/год к 2036 г., 110-175 млн т/год к 2050 г.,
- объем потребления природного газа в качестве моторного топлива - рост с 2,19 млрд м3 в 2023 г. до 6,7- 9 млрд м3/год к 2030 г., 11,5-16,8 млрд м3/год к 2036 г., 21,3-29,3 млрд м3/год к 2050 г.
Однако прогнозные показатели в документе приводятся (но не рассматриваются как целевые для оценки реализации стратегии).
Также более подробно раскрываются некоторые показатели.
В целевом сценарии:
- добыча - рост с 637 млрд м3 в 2023 г. до 853 млрд м3/год к 2030 г., 965 млрд м3/год к 2036 г. и до 1,107 трлн м3/год к 2050 г.,
- поставки на внутренний рынок - рост с 496 млрд м3 в 2023 г. до 560 млрд м3/год к 2030 г., 589 млрд м3/год к 2036 г. и до 669 млрд м3/год к 2050 г.,
- экспорт (трубопроводный и СПГ) - рост со 146 млрд м3 в 2023 г. до 293 млрд м3/год к 2030 г., 320 млрд м3/год к 2036 г. и до 438 млрд м3/год к 2050 г., в т.ч.:
- трубопроводный экспорт - рост со 101 млрд м3 в 2023 г. до 151 млрд м3/год к 2030 г., 197 млрд м3/год к 2036 г. и сохранение на этом уровне до 2050 г.,
- экспорт СПГ - рост с 45 млрд м3 (33 млн т) в 2023 г. до 142 млрд м3/год (102 млн т/год) к 2030 г., 179 млрд м3/год (133 млн т/год) к 2036 г. и до 241 млрд м3/год (179 млн т/год) к 2050 г.
Сценарий технологического производства предполагает рост экспорта трубопроводного газа до 307 млрд м3/год, СПГ - до 342 млрд м3/год (253 млн т/год).
Перечень крупнотоннажных СПГ-заводов для достижения уровня производства 100 млн т/год кардинальных изменений не претерпел.
Он включает действующие заводы Сахалин-2 (9,6 млн т/год) и Ямал СПГ (17,4 млн т/год), строящиеся Арктик СПГ-2 (19,8 млн т/год - частично введен в эксплуатацию, экспорт заблокирован санкциями США) и проект в Усть-Луге (ГПК КПЭГ, 13,2 млн т/год), планируемые Обский СПГ (4,8 млн т/год), Мурманский СПГ (20,4 млн т/год) и Арктик СПГ-1 (19,8 млн т/год).
В комплекс первоочередных мер входят:
- создание условий для добычи ТрИЗ газа, а также запасов и ресурсов, территориально удаленных от созданной инфраструктуры,
- стимулирование инвестиций и внедрение передовых и энергоэффективных технологий добычи газа,
- рациональное обеспечение ресурсной базой крупных инвестпроектов,
- учет интересов и ресурсного потенциала всех недропользователей при развитии газовой отрасли страны в интересах российских потребителей и производителей,
- поддержание надежности и технологической целостности системы газоснабжения,
- установление экономически обоснованных цен на газ,
- рассмотрение вопроса о дальнейшей либерализации экспорта СПГ и проработка возможности трубопроводных поставок газа независимых производителей через единый экспортный канал при наличии мощностей экспортной инфраструктуры и дополнительного спроса на внешних рынках,
- создание благоприятных инвестиционных условий, в т.ч. за счет установления экономически обоснованных цен и тарифов на транспортировку, мер господдержки, реализация инвестпрограмм и проектов по развитию газотранспортной инфраструктуры и подземных хранилищ газа (ПХГ) для экспорта газа в дружественные страны,
- создание экономически обоснованных условий для развития газотранспортной инфраструктуры и ПХГ, в т.ч. равных и экономически обоснованных условий для всех недропользователей в части доступа к потребителям и инфраструктуре,
- совершенствование механизма недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по трубопроводам,
- меры по развитию крупно-, средне- и малотоннажных проектов по сжижению природного газа, в т.ч. обеспечение флотом газовозов и развитие технологий сжижения,
- экономически обоснованная максимизация экспорта газа с учетом обеспечения оптимального сочетания поставок трубопроводного газа и СПГ из России,
- соединение магистрального газопровода (МГП) Сила Сибири-1 с МГП Сахалин - Хабаровск - Владивосток и впоследствии с Единой системой газоснабжения,
- расширение программы газификации, включая догазификацию,
- развитие инфраструктуры для расширения использования газомоторного топлива и газа на наземном и водном транспорте, включая СПГ,
- стимулирование проектов ввода мощностей по газопереработке и газохимии, диверсификация направлений экспортных поставок продукции газоперерабатывающих производств.
Угольная отрасль
Показатели в целевом сценарии:- доля открытого способа добычи угля в общем объеме добычи - рост с 77,7% в 2023 г. до 78-80% к 2030 г., 80-83% к 2036 г. и до 82-85% к 2050 г.,
- доля обогащаемого угля (кроме бурого) в общем объеме его добычи - рост с 58% в 2023 г. до 59-60% к 2030 г., 62-64% к 2036 г. и до 74-76% к 2050 г.,
- доля регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока в общем объеме добычи - рост с 38,8% в 2023 г. до 39-40% к 2030 г., 42-44% к 2036 г. и до 46-50% к 2050 г.,
- доля российского экспорта в международной торговле углем - рост с 14,5% в 2023 г. до 15-16% к 2030 г., 21-23% к 2036 г. и до 24-27% к 2050 г.
В угольной отрасли добыча также не входит в показатели реализации Энергостратегии-2050, но прогнозные цифры в документе приводятся.
Так, в целевом сценарии ожидается рост добычи угля с 438,7 млн т в 2023 г. до 530,1 млн т/год к 2030 г., 595,2 млн т/год к 2036 г. и 662 млн т/год к 2050 г.
При этом в стресс-сценарии к 2050 г. допускается снижение добычи до 318,9 млн т/год, а в сценарии технического потенциала - рост до 794,2 млн т/год.
Основные задачи отрасли:
- поддержание действующих мощностей угледобычи и создание условий для формирования новой сырьевой базы на территориях Сибири, Дальнего Востока и Арктической зоны РФ с постепенным смещением географии добычи к месторождениям, территориально близким к рынкам сбыта,
- рост экспорта угольной продукции и переориентация на новые рынки, в первую очередь на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки,
- обеспечение поставок на внутренний рынок (для нужд электроэнергетики, металлургии, систем ЖКХ и некомбинированного производства тепла),
- повышение экологичности и совершенствование промышленной безопасности предприятий угольной промышленности.
Электроэнергетика
Показатели в целевом сценарии:- установленная мощность объектов генерации (показатель будет уточняться после утверждения и корректировки Генсхемы размещения объектов электроэнергетики) - рост с 254,3 ГВт в 2023 г. до минимум 274,7 ГВт к 2030 г., 287 ГВт к 2036 г. и 331,2 ГВт к 2050 г.,
- уровень потерь электрической энергии в электрических сетях - снижение с 10,1% в 2023 г. до максимум 8,9% к 2030 г., 8,8% к 2036 г. и 7,3% к 2050 г.
- совершенствование системы оперативно-диспетчерского и оперативно-технологического управления в электроэнергетике,
- определение оптимизированной по затратам рациональной структуры генерирующих мощностей, обеспечивающей нормативный уровень балансовой надежности,строительство новых объектов электросетевого хозяйства на территории РФ, исключающих поставки или транзит электроэнергии из энергосистем зарубежных государств,
- финансирование строительства объектов по производству электрической энергии (мощности) и электросетевых объектов, направленных на исключение непокрываемых дефицитов,
- оптимизация процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям для разных групп потребителей,
- повышение ответственности потребителей за заявленную в рамках процедуры технологического присоединения максимальную мощность энергопринимающих устройств,
- ряд др. мер.