Об этом заявил председатель правительства РФ М. Мишустин.
Правительство завершает работу по донастройке механизма северного завоза, которую ведет по поручению президента РФ В. Путина.
Новым постановлением утверждено положение о едином морском операторе северного завоза.
Единым морским оператором северного завоза определен Росатом Арктика.
Он приступит к работе с 1 января 2026 г.
Предполагается, что оператор будет:
- взаимодействовать с участниками северного завоза,
- разрабатывать маршрут и графики регулярных каботажных перевозок грузов между морскими портами,
- осуществлять сами перевозки.
- этот вопрос имеет огромное значение для благополучия жителей Крайнего Севера и приравненных к нему местностей;
- в силу природных условий ограничены сроки завоза грузов туда;
- от них во многом зависит обеспечение почти 3 тыс. городов и поселков;
- в текущем году в эти районы будет доставлено почти 3,5 млн т продуктов питания, лекарств, топлива и других нужных людям товаров;
- президент подчеркивал, что снабжение таких территорий должно быть организовано четко по графику, без сбоев, в полном объеме;
- для этого сформирована правовая база;
- правительством принят целый ряд решений, которые завершат эту работу;
- назначен единый морской оператор.
Северный завоз
- комплекс мероприятий по бесперебойному снабжению основными жизненно важными товарами территорий Крайнего Севера;
- доставка грузов в эти места сопряжена с рядом ограничений в условиях сложного климата;
- она осуществляется воздушным, речным и морским транспортом, в т.ч. по акватории Северного морского пути (СМП).
На Дальнем Востоке и в Арктике из 1,8 тыс. населенных пунктов, относящихся к территориям северного завоза, 2/3 не имеют круглогодичной связи с федеральными дорогами.
В отдельных районах окно для доставки груза составляет менее 2 месяцев в году.
Основные объемы завозятся водными видами транспорта, что зависит от ледовой обстановки и проходимости рек, соответственно, полный цикл закупки товаров и доставки составляет до 1,5 лет и более.
Ожидается, что единый морской оператор северного завоза позволит повысить надежность поставок жизненно важных товаров, сократить сроки доставки (примерно на 25%) и повысить эффективности северного завоза.
Хронология проекта:
- апрель 2022 г. - на совещании по вопросам развития Арктики глава государства назвал организацию северного завоза задачей особой важности;
- август 2023 г. - президент подписал закон, создающий правовые и организационные основы северного завоза;
- конец 2023 г. - правительство утвердило перечень территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, куда при поддержке государства будут доставляться грузы с продовольствием, нефтепродуктами и другими жизненно важными товарами, а также перечень грузов для приоритетных поставок в рамках северного завоза;
- февраль 2024 г. - правительство утвердило перечень объектов, которые составят опорную сеть транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, в который вошли федеральные и местные автодороги, аэропорты, ж/д станции, морские и речные порты в 23 регионах страны;
- в июне 2024 г. Росатом, Минвостокразвития РФ и правительство Чукотки подписали соглашение о сотрудничестве в рамках пилотного проекта по запуску работы единого морского оператора северного завоза;
- единым федеральным координатором северного завоза определен Минвостокразвития.
Автор: А. Гончаренко