Москва, 24 дек - ИА Neftegaz.RU. В ходе своей рабочей поездки в Мурманскую область заместитель главы администрации президента РФ М. Орешкин заявил о важной взаимосвязи между развитием Северного морского пути (СМП) и арктических городов, расположенных вдоль этого маршрута. Он подчеркнул возможность создания отдельного национального проекта «Северный морской путь и Арктика».
Заявление было сделано в рамках встречи с губернатором Мурманской области, главой комиссии Госсовета по направлению «Северный морской путь и Арктика» А. Чибисом. М. Орешкин отметил, что:
- во многом согласен, что задачи по развитию Северного морского пути и арктических городов - это очень тесно связанные задачи, и их следует рассматривать в комплексе;
- президент России В. Путин планирует провести совещание, посвященное развитию СМП, где также будет рассмотрена тема арктических городов;
- вполне возможно, что будет принято решение о создании отдельного национального проекта.
- мастер-планы по развитию ключевых городов Арктики,
- реновация военных гарнизонов и закрытых административных территорий,
- проект по созданию кампуса мирового уровня, решение о строительстве которого уже принято на уровне президента РФ.
Он отметил, что все эти проекты являются долгосрочными и требуют значительных инвестиций, в т.ч. в инфраструктуру.
Северный морской путь
- судоходный маршрут в российской Арктике, который проходит вдоль северных берегов РФ по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных сибирских рек;
- протяженность СМП от пролива Карские ворота до бухты Провидения - 5,6 тыс. км;
- на трассе находятся свыше 50 портов;
- маршрут через СМП почти в 2 раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток.
В 2022 г. госкорпорация, по распоряжению властей России, учредила ФГБУ Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), в чьи задачи вошло управление судоходством на СМП.
Рост грузооборота по СМП связано с обеспечением круглогодичной навигации в западном и восточном направлениях.
В настоящее время круглогодичная навигация возможна только в западной части СМП, тогда как в восточной части маршрута (к востоку от Обской губы) более сложная ледовая обстановка, для преодоления льдов грузовым судам почти полгода требуется сопровождение ледоколов и использования судов высокого ледового класса.
В 2024 г. рейсы в восточной части СМП начались с июня, когда на восток с Ямал СПГ пошли танкеры-газовозы ледового класса Arc7, а также нефтеналивной танкер Штурман Овцын того же класса с терминала Ворота Арктики.
Суда более низкого ледового класса или без ледового класса проходили в восточной части СМП лишь эпизодически.
В 2024 г. должна была запуститься круглогодичная навигация по СМП, но этого так и не случилось.
Ее запуск будет невозможен без судов ледового класса Arc7 с улучшенной ледопроходимостью.
В состав атомного ледокольного флота в настоящее время входят:
- 7 атомоходов Росатома (50 лет Победы, Вайгач, Ямал, Таймыр, Арктика, Сибирь и Урал);
- 4 неатомных ледокола Росморречфлота.
- Атомоход Таймыр (1989 г. постройки) может быть выведен из эксплуатации в 2030 г.;
- Вайгач (1990 г.) - в 2031 г.;
- Ямал (1992 г.) в 2033 г.
- Якутия (сдача в декабре 2024 г.);
- Чукотка (декабрь 2026 г.);
- Ленинград (2028 г.);
- Сталинград (2030 г.).
К 2030 г. ледокольный флот на СМП планируется увеличить до 17 ледоколов, а к 2035 г. - до 18 ед.
Автор: А. Шевченко