Соответствующий указ размещен на сайте президента ПМР 9 декабря 2024 г.
ЧС в ПМР
Согласно указу:- в связи с чрезвычайной ситуацией экономического характера, обусловленной сокращением (прекращением) поставок природного газа в ПМР, в целях недопущения критического падения производства ... и обеспечения оперативной реализации мероприятий, направленных на устранение обстоятельств, создающих реальную угрозу жизнедеятельности населения и государства, вводится особый правовой режим - чрезвычайное экономическое положение,
- срок - 30 суток,
- установлены следующие чрезвычайные меры:
- принятие решений по рационализации потребления природного газа и др. энергоресурсов,
- создание условий для формирования государственного резерва энергоресурсов,
- установление особого порядка закупки природного газа и др. энергоресурсов,
- установление запрета на экспорт энергоресурсов организациями.
Контроль за исполнением указа президент ПМР В. Красносельский оставил за собой.
Документ будет направлен для утверждения в Верховный совет ПМР и вступит в силу по истечении 6 часов после обнародования.
Таким образом, начать действовать режим ЧП в экономике может уже 11 декабря.
Надо готовиться!
Введение режима ЧП в экономике В. Красносельский обсуждал с Совбезом ПМР 6 декабря 2024 г., основной темой совещания было обеспечение республики энергоресурсами.В. Красносельский отметил, что негативные тенденции в этой сфере наблюдаются не первый год, это обусловлено военными действиями на Украине и нестабильностью в Молдове.
Президент напомнил, что Приднестровье и ранее сталкивалось с вызовами, в основе которых ограничение поставок газа, и справлялось с ними, а режим ЧП позволит консолидировать усилия, обеспечить своевременную выработку решений и реализацию мероприятий, направленных на минимизацию негативных последствий.
При этом однозначного понимания, какой именно будет реализован сценарий - продолжение поставок газа или их отсутствие - нет, но к любому из этих вариантов Приднестровье должно быть готово.
Первый вице-премьер С. Оболоник рассказал о вырабатываемых мерах реагирования на случай сокращения объемов либо прекращения подачи газа.
Среди обсуждаемых мер:
- перевод Молдавской ГРЭС на уголь, что позволит в течение 50 дней обеспечивать гуманитарные потребности республики в электричестве (подача электроэнергии в жилые дома, социальные учреждения, а также на предприятия, выпускающие продовольственные товары, и в организации, обеспечивающие жизнедеятельность граждан),
- снижение аварийности в электросетях и готовность аварийных бригад в связи с резким увеличением нагрузки (в 2009 г. в подобной ситуации устаревшая инфраструктура энергосистемы не выдержала, но с тех пор в ее модернизацию были инвестированы значительные средства),
- альтернативные механизмы теплоснабжения - приобретение или изготовлением необходимого оборудования, формирования и распределения запасов дизельного и твердого топлива,
- временная приостановки деятельности отдельных организаций, объединение или уплотнение коллективов для обогрева меньших площадей, перевод на удаленку по возможности,
- водоснабжение - холодная вода будет подаваться независимо от наличия газа,
- подготовка помещений для обогрева граждан, оказавшихся в сложной ситуации, организация питания.
9 декабря 2024 г. В. Красносельский провел селекторное совещание и заслушал доклады представителей администраций об исполнении поручений, связанных с обеспечением энергетической безопасности и проведением подготовительных мероприятий на случай сокращения или прекращения поставок газа в Приднестровье.
Обсуждался в т.ч. вопрос заготовки альтернативных видов топлива и создания условий для его использования.
Говорили, к примеру, о возможности установки в 2 крупных социальных учреждениях оборудования, которое на данный момент простаивает на объектах Приднестровской железной дороги (ПЖД).
Молдова, Приднестровье и украинский транзит
Основой для решения о введении режима ЧП в экономике в Приднестровье послужила неопределенность в вопросах поставок природного газа в республику после 1 января 2025 г.Молдова также готовится к введению аналогичного режима - премьер-министр Д. Речан заявил, что кабмин Молдовы потребует у парламента ввести режим ЧП в энергетическом секторе страны с 16 декабря 2024 г.
Режим ЧП в энергетике для Молдовы - обычное дело, он был введен 24 февраля 2022 г. из-за стремительного роста цен на энергоресурсы и их дефицита и был отменен лишь 1 февраля 2024 г.
Однако сейчас ситуация сложнее из-за перспектив физического ограничения поставок газа в Молдову и Приднестровье через Украину в связи прекращением действия транзитного контракта с 1 января 2025 г., продлевать который Украина не намерена.
С декабря 2022 г. Молдовагаз получает газ из 2 источников - от молдавского госпредприятия Energocom и российского Газпрома:
- от Enegrocom поступает порядка 3,5 млн м3/сутки газа, поставляемого из Румынии и с юга Европы из Трансбалканского газопровода, этот газ используется для поставок потребителям правого берега р. Днестр,
- на левый берег идет газ, поступающий от Газпрома в адрес Молдовагаза, который последний передает в Приднестровье Тираспольтрансгазу для выработки электроэнергии на Молдавской ГРЭС для нужд потребителей обоих берегов р. Днестр (с октября 2022 г. объемы газа, поставляемого Газпромом, снижены до 5,7 млн м3/сутки из-за отказа украинской стороны принимать российский газ на газоизмерительной станции (ГИС) Сохрановка).
Однако на аукционах по бронированию мощностей Трансбалканского коридора до Молдовы в ноябре 2024 г. необходимые объемы никто не зарезервировал и сейчас Молдова ждет аукционов на январь 2025 г. и действий Газпрома по этому поводу.
Но есть нюанс - исторический долг.
Глава Минэнерго Молдовы В. Парликов (отправлен в отставку 5 декабря) по итогам переговоров с главой Газпрома А. Миллером заявил, что Газпром настаивает на погашении долга, увязывая вопрос поставок газа в Приднестровье по альтернативным маршрутам с задолженностью правобережной части Молдовы перед российской компанией.
По оценкам Газпрома, исторический долг Молдовагаза на момент продления контракта на поставку газа в октябре 2021 г. составил 433 млн долл. США, а с учетом просрочки платежей общая сумма задолженности достигла 709 млн долл. США. (без учета долга Приднестровья, который составляет порядка 10 млрд долл. США).
Д. Речан заявил, что власти Молдовы считают долг за газ перед Газпромом несуществующим и не намерены его выплачивать, но уверены, что Газпром должен продолжать поставки газа (как конкретно власти Молдовы не волнует).