Об этом 8 ноября 2024 г. сообщил вице-премьер РФ А. Новак на Русском экономическом форуме в г. Челябинск.
Возможное ослабление эмбарго
Предложение касается отмены запрета на экспорт бензина АИ-92 при подтверждении затоваривания им резервуарных парков на российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).Тезисы от А. Новака:
- мы получили сейчас предложение,
- поручил Минэнерго, чтобы они этот вопрос проработали и внесли необходимое предложение,
- эта работа должна быть завершена в ближайшее время,
- речь идет пока только о 92м бензине,
- сейчас анализируется баланс [спроса и предложения],
- в случае того, что у нас будут подтверждены излишки, затоваривание, мы должны будем принять решение о том, чтобы разрешить экспорт, чтобы предприятия не снижали объемы своего производства.
Эмбарго на экспорт бензина
Эмбарго на экспорт бензина (одновременно с дизельным топливом) вводилось осенью 2023 г. для стабилизации ситуации на внутреннем рынке топлива и затем корректировалось вплоть до полного снятия с последующим восстановлением.Ограничения вводились следующим образом:
- запрет на экспорт бензина в 2023 г. действовал с 21 сентября по 17 ноября,
- в 2024 г. запрет был восстановлен на период с 1 марта по 31 августа, но в период с 20 мая по 31 июля запрет был ослаблен - было дано исключение для производителей чтобы избежать затоваривания мощностей для хранения и потенциального снижения производства,
- с 1 августа 2024 г. запрет был восстановлен, а затем - продлен до конца 2024 г.
Минэнерго РФ предлагало продлить временный запрет на экспорт бензина в полном объеме, в т.ч. для экспортеров-производителей на сентябрь-октябрь, а на ноябрь-декабрь - только для непроизводителей.
Однако продолжающиеся плановые и неплановые ремонты на российских НПЗ заставили правительство отказаться от досрочного ослабления запрета на экспорт бензина.
Основным лоббистом снятия эмбарго для производителей с 1 ноября был владеющий Киришским НПЗ Сургутнефтегаз, однако правительство РФ посчитало, что насыщение рынка, которое необходимо для открытия экспорта, пока не достигнуто.
Почему АИ-92?
Рост биржевых цен на бензин начал прослеживаться с июня 2024 г., причем с восстановлением эмбарго в августе рост не прекратился в связи с пиковым сезонным спросом и ремонтами на НПЗ.При этом бензин АИ-95 дорожал опережающими темпами по сравнению с АИ-92.
Максимум биржевых цен на АИ-95 на СПбМТСБ по национальному индексу с начала 2024 г. был достигнут 24 июля на отметке 74590 руб./т, но 22 августа 2024 г. цены вновь приблизились к рекордной отметке, составив 73799 руб./т (исторический максимум был достигнут 4 сентября 2023 г. на уровне 76068 руб./т.).
АИ-92 таких резких скачков не показывал, хотя цены на него также росли.
Проблему непропорционального роста биржевых цен на АИ-95 по сравнению с др. видами топлива эксперты считают системной.
Отраслевые ассоциации уже обращали внимание А. Новака на несоответствие структуры производства бензинов структуре их потребления в России, а также на действия компаний-производителей:
- Российский топливный союз (РТС, объединяет розничных операторов топливного рынка) обращал внимание на то, что доля бензинов АИ-95 (и выше) в общей корзине производства автомобильных бензинов 5 класса составляет более 45%, тогда как потребление бензинов этих марок в среднем по стране - около 57%;
- Ассоциация товарных брокеров (АТБ, объединяет крупных частных топливных трейдеров России) отмечает, что в период наиболее высокого спроса производители сокращают объемы биржевых продаж АИ-95, увеличивая продажу АИ-92, что приводит к резкому росту цен, но формально не является нарушением норматива биржевых продаж.