Об этом 15 октября 2024 г. пишет Ъ со ссылкой на протокол совещания у вице-премьера РФ А. Новака 23 сентября 2024 г.
Что делать с убытками?
Для решения проблемы хронического недофинансирования Россети Сибирь (осуществляет передачу и распределение электроэнергии на территориях республик Алтай, Бурятия, Тыва и Хакасия, Алтайского, Забайкальского, Красноярского краев, Кемеровской и Омской областей):- изучается возможность передачи полномочий региональных органов тарифного регулирования в электроэнергетике на уровень Федеральной антимонопольной службы (ФАС),
- предлагается сформировать в Объединенной энергосистеме Сибири единую зону тарифного регулирования услуг по передаче электроэнергии.
Также возможно продление механизма «последней мили» в республике Бурятия и Забайкальском крае до 2035 г.
Этот механизм, предполагающий оплату тарифа распредсетей крупными потребителями электроэнергии, технологически присоединенными непосредственно к магистральным сетям, в большинстве регионов был отменен в 2014 и 2017 гг.
Такое перекрестное субсидирование, увеличивающее плату за электроэнергию для крупной промышленности, но позволяет значительно снизить тарифы для небольших промышленных потребителей, вводился как временная мера.
На данный момент он сохраняется в Амурской области, Еврейской автономной области, республике Бурятия и Забайкальском крае и действует до июля 2029 г.
В целом для решения проблемы правительство РФ выступает за оптимизацию процедуры техприсоединения через повышение ответственности потребителей за свои заявки, запуск механизма «бери или плати», поэтапное увеличение ставок и строительство последней мили за счет средств заявителя с компенсацией затрат электросетям.
В качестве оперативных мер:
- властям Красноярского и Забайкальского краев, республик Бурятия и Хакасия рекомендовано подать в ФАС заявку о повышении тарифов на передачу на 2025 г. сверх предельных уровней (не касается населения), а также изучить возможность заключения регуляторных соглашений с дополнительной индексацией тарифов,
- для республики Бурятия предлагается сохранить возможность приобретения электроэнергии на оптовом рынке по регулируемым договорам, а не по общим рыночным ценам, но только для объемов, которые электросети приобретают для компенсации потерь.
Что касается непосредственно компании, А. Новак поручил профильным ведомствам разработать меры по стабилизации ее состояния до 2035 г., включая поиск источников для покрытия дефицита средств со снижением показателя чистый долг/EBITDA до 2х с текущих 6,2x.
Масштаб проблем
Россети Сибирь (бывшее МРСК Сибири) долгое время считалась одной из самых проблемных в Россетях.В 2014 г. ее убыток по МСФО достигал 10,5 млрд руб., но с 2015 года компания вышла в прибыль.
Однако с 2020 г. финансовые результаты снова ухудшились, а в 2023 г. компания увеличила убыток в 15,8 раза по сравнению с 2022 г., до 2,94 млрд руб.
В 1м полугодии 2024 г. чистый убыток Россети Сибирь составил 749 млн руб. против прибыли в 607 млн руб. годом ранее.
Такой результат связан с тем, что региональные регуляторы, формируя тарифы на будущие периоды, не признавали часть расходов в заявке распредсетей экономически обоснованными.
Региональные энергетические комиссии устанавливают единые (котловые) тарифы на передачу электроэнергии по сетям для Россетей и других территориальных сетевых организаций (ТСО), но они не всегда устраивают сетевые компании, поскольку не отражают реальные затраты.
Россети Сибирь неоднократно обращалась в суды с исками к региональным властям, требуя компенсации ущерба и выпадающих доходов в связи с тарифами.
В 2014 г. МРСК Сибири получила от правительства Красноярского края около 2 млрд руб. в качестве возмещения экономически обоснованных затрат, возникших при передаче электроэнергии и неучтенных при утверждении тарифов на 2014 г.
Однако зачастую суды отказывают компании в подобных исках, вставая на сторону региональных властей.
Россети Сибирь вынуждены сокращать финансирование ремонтных и инвестиционных программ, мероприятий по техприсоединению.
Затраты на обслуживание долга в значительной части покрываются за счет новых кредитов, что с учетом роста ставок увеличивает стоимость обслуживания долга и приводит к нарастающей убыточности.
В 1м полугодии 2024 г. финансовые расходы компании подскочили на 85,8% до 3,2 млрд руб. на фоне резкого роста стоимости обслуживания кредитного портфеля.