Законопроект был рассмотрен на первом пленарном заседании 7й сессии 8го созыва Госдумы, прошедшем 17 сентября 2024 г.
РЭБ против БПЛА и не только
Проект федерального закона № 686463-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части повышения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК) был внесен в Госдуму группой сенаторов и депутатов Госдумы, в т.ч. сенатором А. Клишасом и депутатами Госдумы П. Завальным, Ю. Станкевичем, А. Хинштейном, Д. Исламовым в августе 2024 г.Законопроект призван повысить безопасность НПЗ, нефтебаз и др. объектов ТЭК, наиболее часто становящихся целями атак беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Рассматриваемый законопроект предусматривает 3 ключевых нововведения:
- создает правовые гарантии защиты работников ведомственной и частной охраны по аналогии с ФЗ «О полиции» и ФЗ «О войсках национальной гвардии РФ», согласно которым сотрудники полиции и Росгвардии не несут ответственности за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, спецсредств, оружия, боевой и специальной техники при отражении атак БПА на защищаемый объект. Эти же нормы будут распространены на работников ведомственной и частной охраны при защите объектов критической инфраструктуры;
- наделяет организации, привлеченные к физической охране категорированных объектов ТЭК и транспортной инфраструктуры, правом воздействия средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) на бортовые приемники сигналов систем навигации БПА. В настоящее время в законодательстве закреплена возможность подавления сигналов дистанционного управления беспилотниками, воздействия на пульты управления, а также их физического уничтожения. Однако практика показала, что используемые сегодня БПЛА способны продолжать движение, используя системы спутниковой навигации и не имея иных каналов управления;
- предусматривает наделение сотрудников ведомственной охраны правом применять спецсредства и огнестрельное оружие вне охраняемых объектов при пресечении функционирования беспилотников, для как можно более раннего обнаружения аппаратов и эффективного противодействия им.
Что даст законопроект?
На заседании Госдумы 17 сентября заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Ю. Станкевич представил основные новеллы документа.Тезисы от Ю. Станкевича:
- в условиях вооруженного противостояния противник не прекращает попыток нанесения ударов по объектам критической инфраструктуры, расположенной в различных регионах нашей страны,
- основную угрозу промышленным предприятиям несут беспилотные летательные аппараты самолетного типа, обладающие возможностью скрытного перемещения на небольшой высоте и доставки мощных боевых зарядов на расстояние свыше 1000 км,
- только за последнюю неделю зафиксировано более 300 запусков таких беспилотников,
- правительством России сформирован перечень объектов, подлежащих усиленной защите, среди них в силу своего значения доминируют предприятия ТЭК,
- реагируя на 2-летний опыт, накопленный Минобороны, ФСБ, Росгвардией, иными службами и специализированными охранными организациями, Госдума последовательно совершенствует регуляторные нормы для эффективности межведомственного взаимодействия и боевого применения современных технических средств.
- вопрос усиления антитеррористической защиты объектов ТЭК и транспортной инфраструктуры стоит очень остро и должен быть рассмотрен безотлагательно,
- это очень важный вопрос, связанный с обеспечением энергетической и экономической безопасности нашей страны,
- надежные и бесперебойные поставки энергоресурсов потребителям, защита транспортных, добычных, перерабатывающих мощностей от террористов - ее краеугольный камень.
- законопроект совершенствует механизмы, которые позволят более эффективно защищать трубопроводы, нефтегазовые объекты и другую инфраструктуру, от атак противника, которые становятся все более изощренными,
- нам очень важно принять его максимально оперативно, поэтому замечания, поступившие от правительства РФ, уже взяты в работу и будут устранены ко 2му чтению,
- комитеты Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, комитет Совфеда по обороне и безопасности, Счетная палата поддержали законопроект.
Все более сложные атаки
Атаки БПЛА стали для российских предприятий ТЭК очень чувствительной проблемой.Угрозы усложняются в связи с появлением все более тяжелых беспилотников, модификацией боезарядов и средств противодействия РЭБ, поэтому отрасли требуется более активное внимание государства к вопросам безопасности объектов ТЭК.
Объекты энергетики - крупные, их легко идентифицировать и обнаружить, что делает их уязвимой мишенью для преступной деятельности.
С атаками украинских БПЛА российские НПЗ столкнулись с лета 2022 г., причем ситуация продолжает развиваться по нарастающей:
- в последнее время прилетают дроны с размахом крыла 6 м и нагрузкой до 30 кг тротила, хотя в начале налетов на НПЗ использовались БПЛА с массой заряда в 2 кг тротила,
- появилось новшество в виде «начинки» из поражающих элементов, с чем уже столкнулся независимый Славянский НПЗ в Краснодарском крае,
- увеличившаяся дальность БПЛА, в т.ч. за счет использования БПЛА на базе легкомоторных самолетов, что позволяет им достигать таких удаленных от границы с Украиной регионов как Самарская, Кировская, Мурманская область или Татарстан, хотя основная масса ударов беспилотников по-прежнему приходится на южные регионы России.
В связи с этим сложилась потребность в расширении возможностей для защиты, в т.ч. путем воздействие средствами РЭБ на навигационные системы БПЛА и возможности применения спецсредств вне охраняемых объектов для раннего обнаружения.
Кроме того, Росгвардия выступила с инициативой наделить охранные предприятия, обеспечивающие безопасность НПЗ, нефтебаз и др. других стратегически важных объектов ТЭК, правом на пользование более мощным огнестрельным оружием.
При этом РЭБ выступает как необходимый, но не единственный элемент в системе защиты от БПЛА.
Вопрос антидроновой защиты требует комплексного решения, включающего системы обнаружения (сканеры частот, РЛС, средства оптического и звукового обнаружения, патрулирование), РЭБ, средства физической защиты (антидроновые сети, натянутые тросы) и ПВО.
Создание такого многоуровневой комплексной защиты требует значительных вложений, что может быть нивелировано за счет разработки стандартов систем защиты НПЗ от БПЛА, централизация заказов оборудования и ряд других мер.
Это поможет сократить затраты НПЗ на проведение аудита, снизить стоимость и упростить закупку оборудования, его установку и др. задачи.