Об этом 5 августа 2024 г. сообщили Интерфакс и Ъ со ссылкой на источники, знакомые с протоколом заседания штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, состоявшегося 29 июля 2024 г.
Нужно больше АИ-95!
По данным изданий:- А. Новак рекомендовал нефтяным компаниям обратить особое внимание на необходимость обеспечения достаточного объема поставок бензина АИ-95 на биржу, в т.ч. за счет увеличения производства,
- Минэнерго РФ поручено подготовить баланс спроса и предложения нефтепродуктов в разрезе видов топлива, нефтяных компаний и регионов на среднесрочную перспективу,
- ведомствам и нефтяным компаниям дано поручение оценить объемы серого экспорта нефтепродуктов и продолжить работу по подготовке мер для его недопущения, в т.ч. через территорию ЕАЭС.
Рост биржевых цен на бензин наблюдается практически непрерывно с начала июня 2024 г., при этом АИ-95 дорожает опережающими темпами по сравнению с АИ-92 и дизтопливом.
Так, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), в июле цена бензина АИ-95 выросла на 16%, тогда как АИ-92 - на 5,4%, дизельного топлива - на 2,5%.
Максимум биржевых цен на АИ-95 по национальному индексу с начала 2024 г. был достигнут 24 июля на отметке 74590 руб./т.
5 августа 2024 г. бензин АИ-95 на СПбМТСБ подешевел на 0,54%, до 72955 руб./т.
Снижению биржевых цен в т.ч. способствовал восстановленный с 1 августа 2024 г. запрет на экспорт бензина, который будет продлен и на сентябрь-октябрь.
Однако проблема непропорционального роста биржевых цен на АИ-95 по сравнению с др. видами топлива является более системной.
Отраслевые ассоциации уже привлекали внимание А. Новака на несоответствие структуры производства бензинов структуре их потребления в России, а также на действия компаний-производителей:
- Российский топливный союз (РТС, объединяет розничных операторов топливного рынка) обращал внимание на то, что доля бензинов АИ-95 (и выше) в общей корзине производства автомобильных бензинов 5 класса составляет более 45%, тогда как потребление бензинов этих марок в среднем по стране - около 57%;
- Ассоциация товарных брокеров (АТБ, объединяет крупных частных топливных трейдеров России) отмечает, что в период наиболее высокого спроса производители сокращают объемы биржевых продаж АИ-95, увеличивая продажу АИ-92, что приводит к резкому росту цен, но формально не является нарушением норматива биржевых продаж.
Что еще поручал А. Новак?
В сообщении правительства РФ по итогам заседания штаба по ситуации на рынке нефтепродуктов 29 июля 2024 г. приводится список поручений и рекомендаций А. Новака.Так, вице-премьер поручил:
- Минэнерго и ФАС - отслеживать динамику цен на топливо на АЗС и для сельхозпроизводителей, а также баланс маржинальности переработки для недопущения роста стоимости выше уровня инфляции,
- нефтяным компаниям рекомендовано увеличить загрузку нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в сезон высокого спроса на бензин,
- также поручено:
- проработать меры по недопущению серого экспорта топлива, в т.ч. через страны ЕАЭС,
- проанализировать обеспеченность компаний парком вагонов-цистерн и своевременную замену выходящих из строя емкостей,
- обеспечивать регулярность и равномерность продаж бензина и дизельного топлива на СПбМТСБ и своевременные сроки его доставки покупателям.
Эти вопросы являются актуальными для российского топливного рынка в период высокого спроса, связанного с ростом числа поездок и уборочной кампанией.
Так, правительство РФ сосредоточено на недопущение серого экспорта через страны ЕАЭС.
Напомним, что в конструкции эмбарго на экспорт бензина из России предусмотрено исключение для поставок в рамках межправсоглашений в т.ч. со странами ЕАЭС, что создает возможности для серого экспорта.
Также обращается внимание на вопросы логистики в связи с загруженностью железных дорог и нехваткой вагонов-цистерн.
Рынок беспокоится в связи с рисками повторения ситуации осени и зимы 2023 г., когда проблема вывоза нефтепродуктов с НПЗ была одной из основных причин разгрузки заводов и снижения предложения моторного топлива на внутреннем рынке.
Сейчас ситуацию удается удерживать благодаря ручной работе, но ситуация может осложниться в связи с ожидаемым вступлением в силу с 1 сентября 2024 г. обновленной редакции правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре, резком снижающих приоритетность перевозки нефтепродуктов на ж/д.
Минэнерго РФ считает необходимым на бессрочной основе закрепить приоритетность перевозки и погрузки/разгрузки нефтеналивных грузов и нефтехимической продукции на уровне 3й группы для недопущения проблем в будущем.
Отдельная проблема складывается с рентабельностью нефтепереработки, этот вопрос на штабе обсуждался не впервые.
Завершение большого налогового маневра в российской нефтяной отрасли по сути перенесло финансовую нагрузку с экспорта (за счет обнуления экспортных пошлин с января 2024 г.) на внутренний рынок (за счет роста НДПИ).
Это привело к тому, что в 2023 и 2024 гг. рост цен на нефть на внутреннем рынке на 5-7 тыс. руб./т превышал суммарный рост НДПИ и международных котировок.
Вертикально-интегрированные компании имеют возможность нивелировать негативное воздействие этих факторов за счет собственной добычи, тогда как независимые НПЗ вынуждены покупать нефть у внешних поставщиков. по ценам выше экспортной альтернативы.
Это привело к тому, что с 2023 г. экономическая эффективность переработки для независимых НПЗ с учетом обратного акциза и инвест коэффициента стала отрицательной (в 2023 г. маржинальность составила -2 тыс. руб./т, а в 1м полугодии 2024 г. - уже -4 тыс. руб./т.).
В качестве возможного пути выхода из ситуации независимые НПЗ предлагают рассмотреть возможность внедрения механизма регулирования и ценообразования рынка нефти на территории РФ и обязать нефтяные компании продавать на внутреннем рынке нефть не выше экспортной альтернативы.