USD 92.7126

0

EUR 103.4694

0

Brent 72.44

+72.44

Природный газ 2.925

0

4 мин
...

Минфин против. Министерство не поддерживает предоставление господдержки для новых крупных проектов модернизации НПЗ

Минфин традиционно переживает по поводу выпадающих доходов бюджета.

Минфин против. Министерство не поддерживает предоставление господдержки для новых крупных проектов модернизации НПЗ

Москва, 29 июл - ИА Neftegaz.RU. Минфин РФ не поддерживает предоставление господдержки для новых крупных проектов модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Об этом 29 июля 2024 г. пишет Ъ со ссылкой на источники, знакомые с позицией Минфина.

Поддержки не нужно?

Меры господдержки для новых установок глубокой переработки нефти предложил рассмотреть ЛУКОЙЛ, который планирует построить установки депарафинизации дизельного топлива и гидроизомеризации масляных фракций на Волгоградском НПЗ стоимостью 94 млрд руб.
Реализация проекта должна увеличить производство дизельного топлива на 1,2 млн т/год, в т.ч. 500 тыс. т/год зимних сортов, а также выпускать 200 тыс т/год масел для производства для производства высокотехнологических моторных, гидравлических и индустриальных масел.
Ъ ранее сообщал о письме главы ЛУКОЙЛа В. Воробьева в правительство, согласно которому, новый проект без применения мер господдержки экономически не эффективен.
Компания попросила рассмотреть возможность применения инвестнадбавки (Кинв) к обратному акцизу на нефть, которая сейчас для новых проектов углубления переработки мера не предусмотрена.

ЛУКОЙЛ предложил:
  • продлить срок заключения соглашений с Минэнерго РФ до января 2026 г.,
  • продлить срок получения Кинв для новых проектов на 2 года, до начала 2033 г.,
  • закрепить условие для новых проектов, по которому новые установки с инвестициями более 50 млрд руб. должны быть введены в эксплуатацию не позже 2031 г., а освоить 30 млрд руб. необходимо до 2028 г.

Минфин РФ с предложением ЛУКОЙЛа не согласился.
По данным Ъ, позиция министерства следующая:
  • предоставление инвестнадбавки новым проектам приведет к дополнительным расходам бюджета,
  • источники компенсации этих расходов которых не определены.

Согласно данным Минфина РФ, в 2023 г. из бюджета по инвестнадбавке к обратному акцизу выплачено 150,2 млрд руб., что на 41,3% больше, чем в 2022 г.
За 1е полугодие 2024 г. выплаты достигли 105,8 млрд руб., увеличившись в 2,2 раза к аналогичному периоду 2023 г.

Кинв и зачем он нужен?

Инвестнадбавка к обратному акцизу на нефтяное сырье была введена в 2021 г. сроком на 10 лет как стимулирующая мера для НПЗ, заключивших инвестсоглашения с Минэнерго РФ о модернизации.
Надбавка реализована в виде дополнительного инвестиционного коэффициента в размере 1,3 к ставке обратного акциза для компаний, которые до октября 2021 г. заключили соглашения с Минэнерго об инвестициях в объеме минимум 50 млрд руб. в новые установки углубления нефтепереработки.
Всего Минэнерго РФ подписало инвестсоглашения с 21 НПЗ для модернизации и вводе в работу 50 установок вторичной переработки нефти на сумму порядка 1 трлн руб.

Изначально инвестсоглашения предполагали инвестирование в НПЗ не менее 30 млрд руб. к 2024 г. и завершение модернизации производств к 2027 г.
Однако весной 2022 г. США и ЕС ввели санкции, которые ограничили российским компаниям доступ к западным технологиям нефтепереработки.
В связи с этим в 2022 г. предельные сроки по инвестициям и вводу основных средств были сдвинуты - с 2024 г. на 2025 г. и с 2027 г. на 2029 г. соответственно.
В апреле 2024 г. Роснефть попросила правительство РФ о ряде льгот для нефтеперерабатывающей отрасли, в т.ч. о продлении до 1 января 2033 г. срока действия инвестнадбавки к обратному акцизу, отмене приостановки получения инвестнадбавки с 2027 г., если компания не успела ввести установки в эксплуатацию, а также ряде других.
На совещании 8 июня 2024 г. вице-премьер РФ А. Новак поручил Минфину и Минэнерго РФ подготовить изменения в Налоговый кодекс о продлении срока получения инвестнадбавки до 2033 г. и ее применении после начала 2027 г. при отсутствии введенных в эксплуатацию объектов основных средств, являющихся предметом инвестсоглашения.

Минфин против НПЗ

Позиция Минфина РФ была ожидаемой.
Министерство последовательно проводит политику на минимизацию льгот для нефтяных компаний во избежание выпадающих доходов бюджета.

В частности, позиция Минфина не позволила реализовать проект Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) в г. Находка, который Роснефть обдумывала с 2010 г.
В партнерстве с ChemChina Роснефть планировала построить нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс в Приморском крае с мощностью нефтепереработки 12 млн т/год и нефтехимии 3,4 млн т/год.
Не найдя поддержки у Минфина в части предоставления льгот проекту, в мае 2019 г. Роснефть заявила о нерентабельности ВНХК в существующих налоговых условиях и исключила его из своего инвестиционного плана.
Минфин, в свою очередь, пояснял, что запрошенные Роснефтью для ВНХК меры поддержки превышают возможный дополнительный эффект для бюджета, поэтому они не могут быть предоставлены, по крайней мере, в озвученном объеме.
В августе 2020 г. глава Роснефти И. Сечин сообщил президенту РФ В. Путину, что Роснефть готова вернуться к проекту ВНХК, а в декабре 2020 г. В. Путин дал правительству поручения касающиеся ВНХК.
Однако подвижек в проекте не последовало, несмотря на то, что на Дальнем Востоке действуют всего 2 НПЗ, а вопрос поставок топлива в регион в текущих условиях стоит очень остро.

Отметим, что правительство и Минэнерго РФ также не считают строительство новых НПЗ в России оправданным, по крайней мере, в ближайшей перспективе.
В декабре 2023 г. Н. Шульгинов, на тот момент возглавлявший Минэнерго РФ, в интервью НТВ говорил, что перед Россией сейчас стоит задача по модернизации НПЗ для увеличения глубины переработки, тогда как строительство НПЗ с 0 - слишком дорогое удовольствие.
При этом необходимость для страны новых НПЗ Н. Шульгинов признал, но отметил, что сейчас важнее добиться максимума от существующих предприятий, для чего и нужно устанавливать новое оборудование.
В апреле 2024 г. вице-премьер РФ А. Новак заявил, что строительство новых НПЗ, в т.ч. на Дальнем Востоке, не предусмотрено в связи с тем, что в России и так имеются избыточные мощности и действует масштабная программа по модернизации.

В отношении запрошенных ЛУКОЙЛом льгот отрицательное заключение Минфина РФ окончательную точку в вопросе не ставит.
Ряд инициатив могут получить поддержку на более высоком уровне с учетом всех возможных обоснований, в т.ч. текущей ситуации на топливном рынке.
Так, Минфин РФ выступал и против предложений Роснефти по инвестнадбавке, но А. Новак поручил Минэнерго и Минфину эти поправки подготовить.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram