Об этом сообщает Ъ со ссылкой на источники.
Биржевая стоимость летнего дизтоплива в европейской части РФ с начала года увеличилась на 21%, до 62 тыс. руб./т.
На фоне высокого спроса со стороны аграриев, а также в связи с возобновляющимися в августе ремонтами на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) рост оптовых цен может продолжиться.
Предполагается, что эмбарго затронет трейдеров и НПЗ, однако решение пока не принято.
В 2024 г. ограничения вводились только в отношении бензина, и предполагается, что в августе эмбарго будет возобновлено.
Минэнерго, Минфин и ФАС должны до 22 июля 2024 г. представить проект доклада с предложением и обоснованием введения временного запрета поставок бензина за рубеж с осени и проект соответствующего правительственного акта
В конце 2023 г. правительство запрещало экспортировать дизельное топливо, но из-за рисков снижения нефтепереработки спустя 2 недели после запрета трубопроводные поставки возобновились .
Тезисы источников в отрасли:
- предпосылок для полного эмбарго нет;
- такие сигналы поступают в качестве предупреждения на случай продолжения роста цен.
- на топливном рынке, нефтекомпании будут наращивать поставки внутри РФ для нивелирования рисков обнуления демпфера и в условиях привлекательной цены, поэтому введение запрета в августе маловероятно;
- наиболее вероятно введение эмбарго на дизельное топливо осенью, когда активизируется спрос на дефицитные морозостойкие сорта, а также с учетом текущих высоких цен на авиакеросин, который применяется для производства зимнего дизтоплива.
- если экспортные цены на бензин и дизельное топливо превышает условные внутренние, то государство компенсирует производителям часть этой разницы;
- в противном случае нефтяные компании перечисляют часть прибыли в бюджет;
- демпфер обнуляется, если в среднем за месяц оптовые цены на бензин и дизтопливо превышают индикативные цены более чем на 10 и 20% соответственно (на 2024 г. индикативная цена бензина установлена в 58,65 тыс. руб./т и 55 тыс. руб./т для дизтоплива).
В марте-апреле 2024 г. из-за аварий на нескольких российских НПЗ стоимость дизельного топлива уже приближалась к цене отсечения по демпферу в 66,6 тыс. руб./т.
Запрет на экспорт дизтоплива
Первоначально эмбарго на экспорт бензина и дизельного топлива из России было введено 21 сентября 2023 г. и скорректировано 23 сентября.Это позволило не допустить разрастания топливного кризиса на фоне сезона повышенного спроса, ожиданий снижения выплат по демпферу, а также роста серого экспорта.
По мере стабилизации рынка условия ограничений постепенно смягчались и корректировались, вплоть до полной отмены, но затем обстоятельства (плановые и неплановые ремонты на НПЗ) потребовали частичного восстановления эмбарго.
По дизельному топливу:
- 5 октября 2023 г. был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля,
- 22 ноября 2023 г. - отменен запрет на экспорт летнего дизельного топлива,
- 22 марта 2024 г. - снят запрет на экспорт зимнего дизеля.
Из этого объема около половины поступает на внутренний рынок, остальное - на экспорт.