Топливный демпфер
Минфину и Минэнерго поручено:- обеспечить включение в налоговое законодательство положения об отмене правила одновременного обнуления демпфера и по бензину и по дизельному топливу в случае превышения установленных порогов отклонения от условных цен только по одному виду топлива;
- внести положения о продолжении применения до 1 января 2033 г. инвестиционной надбавки к обратному акцизу на нефть и ее применении после начала 2027 г. при отсутствии введенных в эксплуатацию объектов основных средств, являющихся предметом инвестиционного соглашения.
- если экспортные цены на бензин и дизельное топливо превышает условные внутренние, то государство компенсирует производителям часть этой разницы;
- в противном случае нефтяные компании перечисляют часть прибыли в бюджет;
- демпфер обнуляется, если в среднем за месяц оптовые цены на бензин и дизтопливо превышают индикативные цены более чем на 10 и 20% соответственно (на 2024 г. индикативная цена бензина установлена в 58650 руб./т и 55000 руб./т для дизтоплива).
Таким образом, превышение порога отклонения цен только по одному продукту приведет к обнулению выплат лишь по нему и не затронет второй.
Инвестнадбавка к обратному акцизу на нефтяное сырье начала действовать в 2021 г. как стимулирующая мера для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), заключивших инвестсоглашения с Минэнерго РФ о модернизации НПЗ.
Надбавка реализована в виде дополнительного инвестиционного коэффициента в размере 1,3 к ставке обратного акциза для нефтеперерабатывающих компаний, которые заключат инвестсоглашения с Минэнерго на сумму не менее 30 млрд руб. Ранее для получения возможности применять инвестнадбавку с целью модернизации Волгоградского НПЗ, ЛУКОЙЛ предлагал продлить срок заключения соглашений с Минэнерго до января 2026 г., а также продлить срок получения инвестнадбавки для новых проектов на 2 года, до начала 2033 г.
Также Роснефть обращалась в правительство РФ с просьбой предоставить ряд льгот для нефтеперерабатывающей отрасли, в т.ч.:
- продлить на 2 года, до 1 января 2033 г., сроки действия инвестнадбавки к обратному акцизу на нефть;
- отказаться от промежуточного условия получения инвестнадбавки, предусматривающего инвестиции в НПЗ в 2019-2024 гг. на сумму не менее 30 млрд руб.;
- отменить норму о приостановке получения инвестнадбавки с 2027 г., если компания не успела ввести установки в эксплуатацию
Экспорт бензина
- Минэнерго, Минфин и ФАС должны до 22 июля 2024 г. представить проект доклада с предложением и обоснованием введения временного запрета поставок бензина за рубеж с осени и проект соответствующего правительственного акта;
- кроме того, Минэнерго поручено ускорить работу по подготовке документа правительства о мерах по недопущению серого экспорта нефтепродуктов, доложив о результатах до 22 июля, а также обеспечить мониторинг цен на нефтепродукты.
По бензину запрет на экспорт действовал с 21 сентября по 17 ноября 2023 г.
В конце зимы 2024 г. начало обсуждаться восстановление эмбарго на экспорт бензина после аварии на установке каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа (НОРСИ) и атак беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на НПЗ.
Восстановлен запрет на экспорт бензина из России был с 1 марта 2024 г. со сроком действия по 31 августа включительно.
Однако уже с 20 мая 2024 г. временный запрет на экспорт бензина для производителей был снят на период по 30 июня 2024 г., а затем этот срок был продлен по 31 июля. включительно.
В середине июля А. Новак сообщал, что правительство в августе может не продлить отмену запрета экспорта бензина, если ситуация будет оставаться напряженной.
По его словам, рынок топлива России остается стабильным, но он чувствительно реагирует на объемы предложения Аи-95.
Приоритизации поставок топлива ж/д транспортом
- Минэнерго, Минтрансу и ФАС до 24 июля 2024 г. должны представить в правительство предложения по приоритизации поставок нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (СУГ);
- поручение дано с учетом анализа логистических рисков поставок нефтепродуктов и СУГ, которые связаны с вступлением в силу с 1 сентября правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре ж/д транспорта.
При этом с марта 2024 г. РЖД повысили приоритетность для топлива с 6й до 3й.
Кроме того:
- А. Новак поручил ФАС и Минэнерго совместно с Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей (СПбМТСБ) продолжить работу по минимизации крупными нефтяными компаниями сделок по купле-продаже топлива на бирже друг у друга;
- ведомства должны представить предложения по стимулированию нефтяников к заключению между собой прямых договоров на поставку топлива по цене, сложившейся на бирже.
Автор: А. Гончаренко