Об этом пресс-служба правительства РФ сообщила 1 июля 2024 г.
На 30% больше
Увеличение объема субсидирования перевода транспорта на метан заложено в постановление правительства РФ от 27 июня 2024 г. №873, которое вносит изменения в постановление правительства от 15 апреля 2014 г. №321.Согласно документу:
- нормативы субсидирования расходов по переводу транспорта на природный газ в 2024 г. повышаются в среднем на 30% - с действующих 48% до 78% общей стоимости работ,
- почти в 3 раза увеличивается максимальный размер господдержки на ремоторизацию грузовых автомобилей - с действующих 4% до 12%,
- для граждан, представителей малого и среднего бизнеса сохраняется двойной повышающий коэффициент.
Максимальный размер субсидии различается в зависимости от вида транспортного средства:
- легковой автомобиль до 1800 кг - 32 тыс. руб., до 2499 кг - 40 тыс. руб., 2500 кг и выше - 49 тыс. руб.,
- легкий грузовой транспорт (транспортные средства категории N1) - 56 тыс. руб.,
- автобус до 8 м - 74 тыс. руб., свыше 8 м - 130 тыс. руб.,
- грузовой автомобиль при переводе в газовый и битопливный, в т.ч. газодизельный циклы - 133 тыс. руб., при ремоторизации - 500 тыс. руб.,
- магистральный тягач - 172 тыс. руб.
Соответствующие изменения внесены в приложение к госпрограмме «Развитие энергетики», содержащее правила предоставления субсидий гражданам, а также предприятиям малого и среднего бизнеса на переоборудование автомобилей, общественного транспорта и коммунальной техники для работы на природном газе.
Ожидаемый эффект
По оценкам правительства, принятое решение простимулирует перевод транспорта на метан и поддержит спрос на этот вид топлива со стороны бизнеса и граждан.Развитием рынка газомоторного топлива (ГМТ) в России правительство предметно занимается с 2013 г. по поручению президента В. Путина.
В этих целях вводятся льготы, субсидируется производство техники, строительство новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).
По данным Минэнерго РФ, объем потребления ГМТ в России в 2023 г. достиг 2,2 млрд м3, количество заправок - 1080 ед., число единиц транспорта - 217 тыс. шт.
Между тем, председатель совета директоров Газпрома В. Зубков приводил данные, согласно которым потребление природного газа в качестве моторного топлива в РФ увеличилось с 387 млн м3/год в 2012 г. до 1,45 млрд м3/год по итогам 2023 г.
Госпрограмма «Развитие энергетики» предусматривает увеличение объема потребления природного газа в качестве моторного топлива до 2,72 млрд м3 по итогам 2024 г.
К 2025 г. ожидается рост потребления газа в качестве моторного топлива до 3,3 млрд м3.
Разрабатываемая Концепция развития рынка природного газа как моторного топлива до 2035 г. предусматривает по целевому сценарию (при реализации модели ускоренного развития отрасли ГМТ за счет существенного увеличения объемов производства и переоборудования техники на ГМТ и обеспечения опорной транспортной сети, городов и опорных населенных пунктов сельских территорий объектами газозаправочной инфраструктуры):
- рост объема потребления компримированного и сжиженного природного газа (КПГ и СПГ) КПГ и СПГ в 2030 г. до 9,1 млрд м3/год, а в 2035 г. - до 15,4 млрд м3/год (в 8,8 раза по сравнению с 2022 г),
- снижение расходов на топливо за период 2023-2035 гг. - 4,7 трлн руб.,
- сокращение выбросов парниковых газов - 61,9 млн т.
Ведется работа по развитию необходимой инфраструктуры, в частности газовых заправок.
На начало 2024 г. в России насчитывается 836 станций, что в 3,5 раза больше, чем в 2012 г., из них более 50% объектов принадлежит Газпрому.
Газпром системно участвует в строительстве новой газозаправочной инфраструктуры и расширении парка газомоторной техники на компримированном и сжиженном природном газе (КПГ и СПГ), в т.ч. сельскохозяйственной.
Также Газпром сосредоточен на наращивании загрузки уже созданной сети АГНКС.