Об этом 16 мая 2024 г. сообщил РБК со ссылкой на проект документа.
Дорожная карта для срочного рынка
Согласно проекту:- дорожная карта развития срочного рынка реализации нефтепродуктов на биржевых торгах рассчитана на 2024-2025 гг.:
- 2024 г. отводится на подготовку - ежемесячный мониторинг срочного рынка, работа над созданием и модификацией инструментов и технологий срочной торговли, обучающие мероприятия для заинтересованных сторон,
- 2025 г. - принятие основных решений:
- в 1м полугодии 2025 г. ответственные ведомства (Минэнерго и ФАС) должны определить обязательный норматив продаж топлива на срочном рынке (сейчас он добровольный),
- также в 1м полугодии 2025 г. планируется внести изменения в регулирование, после которых компании смогут досрочно обменивать фьючерсную позицию на поставочную и зачитывать эти объемы в счет нормативных продаж.
Помимо совершенствования нормативной правовой базы, отдельный блок мероприятий «дорожной карты» отведен под распространение практик использования биржевых производных инструментов на рынке топлива.
Предполагается, что:
- ФАС в 1м полугодии 2025 г. займется внедрением в учетные политики компаний-производителей практик использования производных инструментов для продажи продукции,
- вместе с Минэнерго ФАС подготовит рекомендации для производителей и потребителей по применению производных биржевых инструментов для хеджирования, реализации и приобретения нефтепродуктов, а также по раскрытию производителями топлива соответствующей информации в ежегодной отчетности.
Для этого в 4м квартале 2025 г. ведомства и биржа разработают новый план действий на 2026-2028 гг.
Напомним, что представить согласованный проект дорожной карты развития срочного рынка топлива вице-премьер РФ А. Новак поручил Минэнерго, ФАС и СПбМТСБ по итогам совещания о ситуации на топливном рынке 10 апреля 2024 г.
Ведомства должны были доложить о результатах в правительство в срок до 15 мая 2024 г.
Позиции ведомств:
- Минэнерго РФ поддерживает развитие срочного рынка нефтепродуктов, но считает, что для принятия решений по совершенствованию нормативно-правовой базы необходимо проанализировать итоги применения крупными участниками рынка уже действующих инструментов.
- ФАС отмечает, что срочный рынок нефтепродуктов является инструментом страхования ценовых рисков и планирования производственной деятельности, предложения по совершенствованию механизма будет выработаны по результатам реализуемого в настоящее время пилотного проекта,
- СПбМТСБ называет срочный рынок одним из действенных способов стабилизации рынка топлива.
Нефтяные компании и другие участники начали готовиться к выходу на срочный рынок более активно, но компаниям нужно время для адаптации своих корпоративных политик к практике хеджирования рисков на товарном рынке.
Норматив, но добровольный
Сейчас норматив на срочном рынке носит рекомендательный характер.С 1 марта 2024 г. компании получили возможность реализовывать на срочном рынке 1% от обязательных нормативов продаж в основной секции биржи (в секции «Нефтепродукты»).
Это условие действует для бензина, дизельного топлива и сжиженных углеводородных газов (СУГ), по которым биржевой норматив сейчас составляет 15%, 16% и 7,5% от объема производства соответственно.
В рамках подготовки проекта дорожной карты Минэнерго и ФАС рассматривали предложение о том, чтобы сделать обязательным действующий норматив продаж срочного рынка топлива.
По мнению ведомств, это будет способствовать увеличению предложения топлива на внутреннем рынке и позволит хеджировать скачки цен.
В целом формирование срочного рынка нефтепродуктов позволит отказаться от ручного регулирования вопросов топливообеспечения для отдельных групп потребителей - обеспечение поставок дизельного топлива для аграриев по комфортным ценам, северного завоза, ЖКХ.
Развитие срочного рынка решит эту проблему, позволив хеджировать риски, что в итоге общую устойчивость и гибкость внутреннего рынка нефтепродуктов.
Наиболее значимого эффекта эксперты ожидают для независимых АЗС, средних и крупных потребителей в АПК и грузовом транспорте, в среднесрочной перспективе - МУПы в ЖКХ.