Об этом 24 апреля 2024 г. сообщил Ъ со ссылкой на письмо главы Роснефти И. Сечина премьер-министру РФ М. Мишустину от 5 апреля.
Предложения Роснефти
Роснефть предлагает внести следующие корректировки в Налоговый кодекс РФ:- ввести на апрель-сентябрь мораторий на обнуление демпфера на период стабилизации ситуации на топливном рынке,
- в качестве альтернативы предлагается расширить разрешенный диапазон отклонения оптовых цен, чтобы демпфер не обнулялся,
- изменить действующие нормы, обнуляющие демпфер и по бензину, и по дизтопливу, если превышение установленного порога отклонения цен достигнуто только по одному продукту, не обнуляя демпфер по тому продукту, порог отклонения по которому не превышен.
И. Сечин предупреждает, что при сохранении текущего тренда роста биржевых цен, риски обнуления демпфера высоки.
В свою очередь, обнуление демпферных выплат может привести к бесконтрольному росту цен на бирже, локальным дефицитам и убыткам независимой розницы в условиях сдерживания цен для конечных потребителей.
Минфин РФ сообщил, что изучает возможность введения моратория на обнуление выплат по топливному демпферу, в т.ч. в случае превышения точки отсечения.
Демпфер и когда его обнуляли
Демпфирующий механизм был введен в 2019 г. как компенсирующая мера в рамках финального витка большого налогового маневра.Завершение налогового маневра в России началось с 2018 г., когда налоговая нагрузка в нефтяном секторе начала переноситься с экспорта на внутренний рынок - экспортная пошлина по нефти и нефтепродуктам постепенно снижалась, что компенсировалось ростом налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Завершился налоговый маневр в 2024 г. с обнулением экспортных пошлин и ростом НДПИ, что по факту поставило российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в те же условия, что и покупателей российской нефти за рубежом.
В период с 2018 г. на внутреннем топливном рынке в России прошла серия кризисов, первый из которых случился уже в 2019 г.
Для компенсации сложившейся ситуации был введен демпфирующий механизм, представляющий собой налоговый вычет, который предоставляется НПЗ в случае, если экспортные цены превышают внутренние.
Работает демпфер следующим образом:
- если экспортные цены на бензин и дизельное топливо превышает условные внутренние, то государство компенсирует производителям часть этой разницы,
- в противном случае нефтяные компании перечисляют часть прибыли в бюджет,
- демпфер обнуляется, если в среднем за месяц оптовые цены на бензин и дизтопливо превышают индикативные цены более чем на 10 и 20% соответственно (на 2024 г. индикативная цена бензина установлена в 58650 руб./т и 55000 руб./т для дизтоплива).
За прошедшее время, выплаты в основном осуществлялись государством в адрес нефтяников, за исключением периода локдаунов по коронавирусу в 2020 г.:
- в 2019 г. государство выплатило нефтяникам 282,2 млрд руб.,
- в 2020 г. нефтяники внесли в бюджет 356,6 млрд руб.,
- затем выплаты осуществлялись государством в адрес нефтяных компаний - 674,5 млрд руб. в 2021 г., 2,1713 трлн руб. в 2022 г., 1,5886 трлн руб. в 2023 г., 438,9 млрд руб. за 1й квартал 2024 г.
Обнулялся демпфер при этом лишь один раз - в октябре 2023 г., когда моторное топливо на бирже торговалось выше установленного для выплат уровня.
Это стало следствием кризисной ситуации на российском топливном рынке, которая нарастала с весны 2023 г.
В апреле 2023 г. Минфин РФ, обеспокоенный выпадающими доходами бюджета, анонсировал 2-кратное снижение выплат нефтяным компаниям в рамках демпирующего механизма за счет введения коэффициента 0,5 в формулу его расчета.
Инициатива Минфина, вместе с приближением пикового летнего сезона спроса, периода планово-предупредительных ремонтов (ППР) на НПЗ, ростом привлекательности экспортной альтернативы и серого экспорта, стимулировало рост цен на внутреннем рынке и привело к физическому дефициту топлива в ряде регионов.
По факту эта мера была введена с 1 сентября 2023 г., но продержалась лишь месяц, поскольку ситуация на топливном рынке ухудшилась и правительство РФ пошло на крайнюю меру в виде запрета на экспорт бензина и дизельного топлива.
С 1 октября 2023 г. коэффициент в формуле демпфера был восстановлен до 1 вместо 0,5.
Компенсацию роста демпферных выплат бюджет РФ получает за счет увеличения НДПИ на газовый конденсат Газпрома и сокращения выплат по акцизу для НПЗ, не выполняющих обязательства по поставкам на внутренний рынок.
В конце марта - начале апреля 2024 г. стоимость дизтоплива в европейской части РФ неоднократно вплотную приближалась к цене отсечения по демпферу в 66600 руб./т., а, по оценкам Роснефти, в отдельные дни превышала этот уровень.
Рост цен был обусловлен авариями на ряде крупных российских НПЗ, которые вынуждены были снижать переработку после атак украинских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Сейчас остановленные из-за атак БПЛА установки на других НПЗ перезапускаются, а данные Росстата показывают, что производство бензина и дизельного топлива в России восстанавливается.