Об этом 27 февраля 2024 г. пишет РБК со ссылкой на источник, знакомый с соответствующим решением правительства РФ.
Позже эту информацию подтвердил ТАСС сообщил представитель вице-премьера РФ А. Новака.
Меры в период пикового спроса
По данным издания премьер-министр М. Мишустин одобрил:- запрет на экспорт бензина на 6 месяцев, начиная с 1 марта 2024 г.
- увеличение норматива продаж дизельного топлива на бирже с 12,5% до 16%.
С предложением вернуть временный запрет на экспорт бензина к М. Мишустину обратился А. Новак.
В письме от 21 февраля 2024 г. А. Новак объясняет необходимость введения таких мер ожидаемым повышенным спросом на топливо в период пикового спроса.
Тезисы от А. Новака:
- в целях нивелирования ажиотажного спроса на нефтепродукты необходимо принять меры, способствующие стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов,
- в ситуации роста цен на бирже эффективными мерами реагирования будут увеличение нормативов торгов нефтепродуктами на бирже и введение запрета на экспорт топлива,
- доля бензина, реализуемого на бирже, сейчас и так находится на достаточно высоком уровне,
- дальнейшее повышение норматива по бензинам приведет к перетоку объемов продаж с мелкооптового рынка на биржевые торги, что не позволит увеличить предложение на рынке и не повлияет на объемы экспорта,
- соотношение объемов производства и потребления дизельного топлива на внутреннем рынке позволяет увеличить минимальные объемы продаж на биржевых торгах до 16% от объема производства с текущих 12,5%.
С марта начнется традиционный сезон высокого спроса на топливо, обусловленный периодом весенних полевых работ, роста объема автомобильных перевозок, а также летними отпусками в условиях роста популярности внутреннего туризма.
Причем сезон высокого спроса исторически накладывается на планово-предупредительные работы (ППР) на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).
В 2024 г. ремонтная кампания на НПЗ ожидается менее масштабной, чем в 2023 г., но свои коррективы могут вносить санкции и необходимость внеплановых ремонтов.
Напомним, что в начале января 2024 г. произошла авария на установке каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа (НОРСИ), ее ремонт потребует нескольких месяцев, кроме того, на российские НПЗ в январе-феврале произошла серия атак беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
В связи с этим возобновился рост цен на топливо в биржевом сегменте, причем в опте и рознице ситуация более спокойная:
- биржевые цены на бензин АИ-92 и АИ-95, а также на летнее дизельное топливо с начала 2024 г. выросли на 8-23%,
- в оптовом звене темпы роста цен на бензин были ниже - 1,6-6%, а дизель дешевел.
- в рознице стоимость АИ-92 и АИ-95 снизилась на 0,02 и 0,01 руб./л соответственно, летний дизель подешевел на 0,1%, или 0,07 руб./л, а цена зимнего осталась на прежнем уровне.
Возможность восстановления эмбарго на экспорт бензина участники рынка начали обсуждать с января 2024 г., после аварии на НОРСИ.
Минэнерго РФ тогда заявило, что потребности в восстановлении временного запрета на экспорт топлива из России нет.
Для поддержания стабильности на топливном рынке и компенсации выпавших объемов бензина Минэнерго РФ дало рекомендации нефтяным компаниям по дополнительным поставкам топлива на внутренний рынок, в т.ч. для реализации на бирже.
20 февраля 2024 г. глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов сообщил, что производство бензинов класса 5 было увеличено на 5% на НПЗ, которых не коснулись внеплановые работы (в целом по россии производство бензина снизилось на 1,7-1,8%).
Спрос и предложение были сбалансированы снижением экспорта, который уменьшился на 32%.
Как это было в прошлый раз?
Напряженность на российском топливном рынке начала расти с середины весны 2023 г.На фоне растущего спроса в преддверии летнего сезона, ожиданий по поводу сокращения демпфера, ремонтных работ на НПЗ, роста серого экспорта и перегруженности РЖД биржевые цены начали резко расти, а в ряде регионов начал складываться физический дефицит топлива.
В начале осени ситуация обострилась на фоне уборочной кампании и продолжающегося роста серого экспорта.
Для стабилизации ситуации правительство РФ 21 сентября 2023 г. ввело запрет на экспорт бензина и дизельного топлива.
На поставки топлива за рубеж в интересах России и в рамках заключенных межправсоглашений запрет не распространялся.
Запрет позиционировался как временный, но сроки его не оговаривались.
5 октября 2023 г. последовали системные меры:
- был убран понижающий коэффициент в формуле топливного демпфера,
- увеличен норматив биржевых продаж для бензина с 13 до 15%, дизельного топлива - с 9,5 до 12,5%,
- введена заградпошлина на экспорт всех нефтепродуктов для экспортеров-непроизводителей.
- 5 октября 2023 г. был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля,
- 17 ноября - снят временный запрет на экспорт автомобильного бензина,
- 22 ноября - отменен запрет на экспорт летнего дизельного топлива, т.е. на данный момент ограничения касаются только зимнего дизельного топлива.
Обеспечение стабильности российского топливного рынка в 2024 г. будет более сложной задачей, чем в 2023 г.
Свою роль играет выпадение части перерабатывающих мощностей в России, так за период с 1 января по 18 февраля 2024 г. нефтепереработка в РФ снизилась примерно на 7% в годовом сравнении.
В 2024 г. завершен финальный виток большого налогового маневра в нефтегазовой отрасли, который заключается в переносе налоговой нагрузки с экспорта на внутренний рынок - экспортная пошлина по нефти и нефтепродуктам обнулена, что компенсировано ростом налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
По факту российские НПЗ поставлены в те же условия, что и покупатели российской нефти за рубежом.
Компенсирует такую ситуацию только демпфирующий механизм, представляющий собой налоговый вычет, который предоставляется НПЗ в случае, если экспортные цены превышают внутренние.
Из сильных мер воздействия для сохранения стабильности топливного рынка у правительства остается только запрет на экспорт и этим инструментом, по всей видимости, придется воспользоваться, учитывая приближающиеся выборы президента РФ.