Это следует из проекта поручения премьер-министра РФ М. Мишустина Евразийскому межправительственному совету, пишут Известия.
Усиление контроля
Согласно документу:- государствам - участникам ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия) предлагается до 1 апреля 2024 г. создать единый процесс управления рисками и создание единых профилей рисков для всех таможенных служб,
- также предлагается предусмотреть возможность проведения таможенными органами государств - членов союза совместных мероприятий по организации таможенного контроля товаров, которые были оформлены в одном государстве, а затем были ввезены в другое с возможностью дополнительного начисления таможенными органами таможенных пошлин и иных платежей,
- планируется усилить контроль за транспортными средствами, которые были оформлены по льготным правилам в одной стране, но фактически используются в другой стране - участнице ЕАЭС,
- профильные ведомства могут обязать раз в месяц отчитываться о средней стоимости ввозимых товаров на территорию членов союза, чтобы стоимость импортируемых автомобилей не занижалась.
В качестве примера нарушений таможенного законодательства, касающихся существенного занижения их таможенной стоимости, в документе приводятся факты импорта в России электромобилей, оформление которых производилось в Кыргызстане.
Авторы документа отмечают, что занижение стоимости импортируемых через страны ЕАЭС автомобилей нивелирует предпринимаемые в России меры по развитию внутреннего производства, а также сокращает поступления в федеральный бюджет.
Поскольку размер пошлины рассчитывается в т.ч. с учетом цены, заявленной в декларации, экономия для импортера получается весьма существенная, а бюджет недополучает сотни миллионов долларов из-за недоплаты таможенных платежей.
Масштаб проблемы
По данным Автостата, к апрелю 2023 г. доля новых автомобилей, импортированных в Россию из Казахстана, составляла 12,6%, из Белоруссии - 3,8%, Кыргызстана - 3,4%, Армении - 3%.Подержанные автомобили также чаще ввозились из Армении (18,8%), Белоруссии (12,5%) и Кыргызстана (2,7%).
При этом 70% ввозимых в Россию гибридов и электромобилей были растаможены в Кыргызстане, Белоруссии и Казахстане.
В этих странах почти не применяется корректировка таможенной стоимости и возможно получение льгот при таможенной очистке автомобилей.
Это влияет на российское автомобилестроение, т.к. прямой ввоз при заниженной таможенной стоимости автомобилей может быть существенно дешевле, чем собственное производство.
При этом российским производителям невозможно организовывать некие схемы tax free, - пояснял управляющий партнер компании Моторинвест А. Резников на парламентских слушаниях о мерах господдержки автомобильной промышленности в ноябре 2023 г.