USD 92.0134

-0.12

EUR 98.7187

+0.01

Brent 89.38

+0.05

Природный газ 2.285

+0.36

5 мин
...

Все так плохо? Страны G7 хотят добиться, чтобы российская нефть перевозилась западными танкерами

G7 намерена продолжить ужесточение контроля за соблюдением потолка цен, но нужно не перегнуть, поскольку скоро выборы.

Все так плохо? Страны G7 хотят добиться, чтобы российская нефть перевозилась западными танкерами

Москва, 8 фев - ИА Neftegaz.RU. Страны G7 намерены принять меры для ограничения возможностей России по использованию теневого флота танкеров для транспортировки нефти.
Об этом 7 февраля 2024 г. в подкасте страховщика NorthStandard заявила руководитель отдела по ограничению цен на нефть Управления по осуществлению финансовых санкций Минфина Великобритании (Office of Financial Sancions Implementation, OFSI) О. Димитреску.

G7 хочет вернуть российскую нефть

Тезисы от О. Дмитреску:
  • что мы хотим сделать, так это вернуть эти объемы (российского морского экспорта нефти и нефтепродуктов) обратно во флот G7,
  • мы усложняем для России использование ее теневого флота, что, в свою очередь, приведет к возврату большего объема на флот G7, где поставщики услуг соблюдают ограничения,
  • в рамках этих усилий идут обсуждения с правительствами различных стран мира, затрагивающие вопросы морских и экологических рисков, которые возникают при использовании теневого флота,
  • во 2м квартале 2024 г., скорее всего, мы усилим контроль за соблюдением потолка цен и продолжим принимать меры в отношении игроков, которые вовлечены в нечестные практики,
  • нашим общим приоритетом является ужесточение соблюдения и правоприменения политического механизма.

Потолок и контрпотолок

Введение потолка цен на перевозимую морем российскую нефть и нефтепродукты было инициировано США и поддержано другими странами G7.
Этот механизм позиционируется как способ сохранения присутствия российской нефти на рынке при одновременном ограничении доходов России.
Потолок цен на перевозимую по морю российскую нефть на уровне 60 долл. США/барр. был введен Коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд присоединившихся стран) 5 декабря 2022 г. синхронно с эмбарго ЕС.
С 5 февраля 2023 г. установлен потолок цен на нефтепродукты, который для премиальных нефтепродуктов составляет 100 долл. США/барр., а для нефтепродуктов, имеющих скидку к нефти - 45 долл. США/барр.
Потолок цен реализован за счет запрета на предоставление технической помощи, брокерских или финансовых услуг, включая страхование, связанных с морской перевозкой в третьи страны российских нефти и нефтепродуктов, если они приобретены по цене, выше потолочной.

Россия назвала этот механизм нерыночным и заявила, что не будет работать в его рамках.
Президент РФ В. Путин в декабре 2022 г. подписал указ о контрпотолке, который запрещает российским компаниям-экспортерам реализовывать нефть и нефтепродукты, если в контрактах прописано условие потолка цен.
Срок действия ответных мер России на установление предельной цены на российские нефть и нефтепродукты на данный момент продлен до 30 июня 2024 г.
При этом в апреле 2023 г. в указ о контрпотолке были внесены изменения, разрешающие поставки российской нефти дружественным странам по существующим контрактам в рамках потолка цен.
Вероятно, это было сделано для обеспечения поставок Роснефти в Индию, которая ввела ограничения на заход в порты нефтяных танкеров, сухогрузов и судов общего назначения старше 25 лет, зарегистрированных в стране или ходящих под флагом иностранного государства.
Теневой флот, в основном, составляют достаточно старые танкеры, но идет процесс омоложения флота.

На практике

Для обеспечения независимости от западных услуг при поставках нефти и нефтепродуктов, Россия активно работает над созданием экосистемы морских поставок.
Наращивается объем теневого флота, выстраиваются системы страхования, механизмы продаж, финансовая инфраструктура, развивается комплекс услуг по по доставке энергоносителей конечным потребителям.
Летом 2023 г. вице-премьер РФ А. Новак говорил, что для беспрепятственного доступа российского нефтяного сырья на рынки рассматривается возможность создания с дружественными государствами новой системы клубов взаимного страхования и перестрахования рисков перед третьими лицами (P&I страхования), причем эта система может быть масштабирована для всех видов поставок.

Коалиция по ограничению цен до некоторого момента смотрела на действия России достаточно спокойно.
Это мотивировалось тем, что потолок цен заставляет Россию сделать трудный выбор и любой из них будет стоить денег:
  • или продавать нефть со скидкой через поставщиков услуг коалиции,
  • или инвестировать в создание альтернативной экосистемы для экспорта без услуг коалиции.
Однако резкое сокращения использования Россией западной экосистемы морских перевозок оказалось чувствительным для греческих и кипрских судовладельцев.
В меньшей степени дискомфорт почувствовали британские страховщики во главе с Lloyd, но угроза потери доминирующего положения на рынке ощутили и они.

В конце 2023 г. последовало несколько вбросов в СМИ по поводу возможных ограничений со стороны Запада в отношении российской морской логистики.
Так, в ноябре 2023 г. FT писал, что ЕС поручит Дании проверять и потенциально блокировать танкеры с российской нефтью, проходящие через ее воды.
В декабре Reuters сообщал, что ЕК предлагала запретить продажу старых танкеров России, а также компаниям, которые могли бы использовать их для обхода ограничений цен на нефть, чтобы помешать России наращивать свой теневой флот.
Также с подачи западных страховщиков и трейдеров активно обсуждалась тема ненадежности используемых Россией страховок с акцентом на том, что непроверенные страховщики из незападных стран могут не столь ответственно подойти последствиям разливов, а в худшем случае за ликвидацию аварийного разлива нефти (ЛАРН) вообще никто не будет платить.

В декабре 2023 г. со стороны Коалиции по ограничению цен последовали более жесткие шаги.
В рамках 12го пакета санкций ЕС ввел новые меры для более тщательного контроля за продажей танкеров третьим странам и предотвращения их использования для транспортировки нефти по ценам выше предельных.
20 декабря 2023 г. США и их союзники по коалиции ввели требование, чтобы поставщики услуг коалиции получали сертификаты от своих контрагентов каждый раз, когда они загружают российскую нефть.
Также от участников цепочки поставок, имеющих доступ к детализированным дополнительным расходам (например, страхованию и фрахту), начали требовать делиться ими по запросу с организациями, расположенными дальше по цепочке поставок.
США начали вводить санкции против трейдеров, которые занимаются продажей российской нефти, а также крупных судовладельцев, подозреваемых в нарушении потолка цен.
Это привело к росту дисконтов на российскую нефть, но российские власти ожидают их снижения, как это было и ранее, после адаптации участников рынка к новым условиям.

Сейчас G7 намерена продолжить ужесточение контроля за соблюдением потолка цен.
Так, Nikkei недавно писала, что Минфин Японии и финансовые ведомства стран G7 планируют с 20 февраля 2024 г. потребовать от страховых компаний и перевозчиков подтверждений о том, что цена не превышает потолочную при каждой погрузке (сейчас такое подтверждение действует на весь период договора страхования или транспортировки).
Впрочем, особо жесткой политики от США и ЕС в ближайшие месяцы вряд ли можно ждать, поскольку в дело вступает предвыборная повестка, а цены на топливо в США уже давно стали политическим фактором.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram