Об этом 26 января 2024 г. пишет РБК со ссылкой на проект плана по реализации Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. (Стратегии низкоуглеродного развития).
Изучается вопрос проработки регуляторной базы для запуска системы взимания платы за выбросы парниковых газов к 2028 г.
Планируемый график подготовки нормативно-правовой базы для введения платы за углерод:
- к 4му кварталу 2024 г. должна быть проанализирована налоговая нагрузка отраслей экономики с учетом оценки их текущей углеродоемкости и подверженности риску внешней цены на углерод на ключевых экспортных рынках (под внешней ценой понимаются трансграничные механизмы, подобные европейскому углеродному налогу),
- в 3м квартале 2025 г. должна появиться сама концепция ценообразования на углерод,
- к 4му кварталу 2026 г. предполагается внести в Госдуму проект документа, который создает правовые основания для нового сбора,
- в 1м полугодии 2027 г. в правительстве ожидают создание всей инфраструктуры для взимания денег за выбросы,
- к 1му кварталу 2028 г. планируется запуск системы взимания такой платы.
Кроме того, к концу 2024 г. должны быть утверждены целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов, в т.ч. по отраслям экономики.
Количество организаций, на которые распространяются требования по представлению отчетности о выбросах парниковых газов, в 2024 г. должно составить не менее 500, а с 2025 г. - удвоиться.
Минэкономразвития РФ формирует критерии регулируемых организаций с объемом выбросов от 50 тыс. т СО2-эквивалента, которые обязаны будут представлять отчетность с 2025 г.
Повод для споров
В мировой практике наиболее распространенными механизмами углеродного ценообразования служат углеродный сбор, который платят в бюджеты предприятия в соответствии со своими выбросами, и система рыночной торговли углеродными квотами.Реестр рынка углеродных единиц, участники которого могут регистрировать климатические проекты, выпускать углеродные единицы в обращение и проводить с ними сделки, в России начал функционировать с 1 сентября 2022 г.
По данным на декабрь 2023 г. было выпущено 87,5 тыс. углеродных единиц, из них реализовано 3,7 тыс.
О введении в России платы за углерод ранее не заявлялось.
В принятой в ноябре 2021 г. стратегии низкоуглеродного развития до 2050 г. этот инструмент был перечислен среди возможных мер реализации целевого сценария применительно к наиболее неэффективным углеродоемким отраслям.
Первый замминистра экономического развития И. Торосов подтвердил, что Минэкономразвития исходит из поэтапного, сбалансированного подхода к введению платы за углерод.
Система должна быть выстроена так, чтобы поддержать модернизацию экономики, перенаправление полученных средств на развитие наукоемких отраслей.
Перечень отраслей, а также стоимость тонны выбросов CO2-эквивалента будут определены при разработке концепции ценообразования.
Бизнес обеспокоен перспективами внедрения платы за углерод.
Внедрение ценообразования на углерод может негативно отразиться на стоимости широкого спектра товаров.
Против введения новой налоговой нагрузки на бизнес постоянно выступает президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) А. Шохин.