Об этом сообщила пресс-служба правительства РФ
Первое совещание 2024 г.
Совещания о ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов А. Новак проводил регулярно осенью-зимой 2023 г., когда регулировка российского топливного рынка осуществлялась фактически в ручном режиме после введения эмбарго на экспорт бензина и дизельного топлива.В 2024 г. нынешнее совещание стало 1м.
Если в конце 2023 г. акцент делался на обеспечении рынка зимним дизельным топливом, то сейчас в фокусе внимания также находится и бензин.
По сообщению правительства:
- на совещании присутствовали руководство нефтяных компаний, представители Минэнерго, Минфина, ФАС, Минсельхоза, РЖД и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ),
- участники обсудили итоги 2023 г. в области производства, потребления и ценообразования нефтепродуктов,
- по данным Минэнерго, по итогам 2023 г. нефтяные компании:
- увеличили производство бензина по сравнению с уровнем 2022 г.,
- конкретные данные не приводятся, по данным Росстата за 11 месяцев 2023 г., производство:
- автомобильного бензина - выросло на 3,6%, до 39,9 млн т,
- дизельного топлива - на 4,7%, до 80,4 млн т,
- была отмечена стабилизация цен на топливо в стране и отсутствие его дефицита,
- запасы автобензина на НПЗ и нефтебазах выросли,
- рынок насыщен зимним дизельным топливом в условиях пикового спроса,
- нефтяные компании сообщили о планах наращивания производства бензина и дизельного топлива в 2024 г.,
- сроки и график ППР НПЗ будут оптимизированы.
При чем тут бензин?
Информация о том, что А. Новак 19 января 2024 г. проведет совещание с нефтяными компаниями по ситуации на рынке нефтепродуктов, появилась еще в начале текущей недели.В числе вопросов для обсуждения называлось возможное восстановление временного запрета на экспорт бензина из России.
Напомним, что правительство РФ с 21 сентября 2023 г. для стабилизации внутреннего рынка топлива ввело запрет на экспорт бензина и дизельного топлива как меру.
Снят запрет на экспорт бензина был 17 ноября (на данный момент сохраняется только запрет на экспорт зимнего дизеля).
Возможность восстановления запрета на экспорт бензина начала обсуждаться после аварийной остановки установки каталитического крекинга на Нижегородском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) ЛУКОЙЛа:
- 12 января 2024 г. ЛУКОЙЛ сообщил, что в связи с неким инцидентом на технологической установке ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтеза (НОРСИ) ее работа временно остановлена;
- лишь 15 января Минэнерго РФ пояснило:
- на заводе на внеплановой ремонт остановлена одна из установок каталитического крекинга, одного из ключевых процессов вторичной переработки нефти при производстве бензина,
- ЛУКОЙЛ уже разработал план по устранению неполадок в минимальный возможный срок;
- по данным Ъ, инцидент произошел еще 4 января 2024 г., из-за него на Нижегородском НПЗ был остановлен запущенный в 2010 г. комплекс каткрекинга-1, производящий до 1,4 млн т/год бензина;
- не добавила спокойствия рынке и авария 26 декабря 2023 г., которая случилась на запущенном в 2015 г. 2м комплексе каткрекинга вакуумного газойля, производящем 1,2 млн т/год бензина. Его перезапустили, но на меньшей мощности.
- уменьшения поставок в экспортном направлении;
- переориентации имеющихся ресурсов других участников рынка.
- производство автомобильного бензина на российских предприятиях полностью обеспечивает все потребности внутреннего рынка;
- товарные запасы - почти 2 млн т;
- в связи с этим Минэнерго РФ считает, что в настоящий момент потребности в восстановлении временного запрета на экспорт нет.