Об этом сообщают Известия со ссылкой на письмо 1го замминистра энергетики П. Сорокина вице-премьеру РФ А. Новаку.
Сообщается, что Минэнерго проанализировало применение повышающего коэффициента к вывозной пошлине за октябрь-ноябрь и пришло к выводу, что можно скорректировать условие об объеме нефтепереработки до 500 тыс. т.
Из письма П. Сорокина на имя вице-премьера А. Новака от 11 декабря 2023 г. следует:
- большую часть производимой продукции невозможно реализовать на внутреннем рынке РФ ввиду ее несоответствия качественным характеристикам, которые необходимы потенциальным потребителям на внутреннем рынке, и такая продукция отгружается на экспорт как излишки производства;
- невозможность экспорта излишков производства, которые проблематично реализовать на внутреннем рынке, может привести к разгрузке производственных мощностей и, в свою очередь, негативным образом сказаться на экономических последствиях их деятельности.
- бензин газовый стабильный;
- фракции ароматических углеводородов;
- авиационный бензин;
- смазочные масла;
- нефтяной вазелин, парафины и воски.
Ситуация на топливном рынке
С весны 2023 г. биржевые цены на топливо в России начали расти, летом они держались на рекордных уровнях, а в начале осени ситуация обострилась на фоне уборочной кампании и роста серого экспорта.Ускорился рост цен и в розничном сегменте, кроме того в ряде регионов, в т.ч. на Дальнем Востоке, начал складываться физический дефицит топлива.
21 сентября 2023 г. правительство РФ ввело запрет на экспорт бензина и дизельного топлива из России.
Это стало экстренной мерой для стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке, надежного обеспечения потребителей и предотвращения вымывания объемов топлива с рынка за счет серого экспорта.
5 октября 2023 г. запрет был ослаблен - был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля.
Одновременно с ослаблением эмбарго был принят ряд мер, призванный стабилизировать рынок в долгосрочной перспективе.
Одной из долгосрочных мер стала заградительная пошлина, которую повысили с 20 тыс. руб./т до 50 тыс. руб./т на все виды нефтепродуктов.
Эта мера должна была пресечь попытки перекупщиков приобретать топливо для последующего экспорта и прекратить практику вывоза топлива под видом других нефтепродуктов.
По данным издания, после принятия этих ограничений представители малых и средних НПЗ обратились к уполномоченному при президенте по защите прав предпринимателей Б. Титову с просьбой взять ситуацию под личный контроль и рассмотреть возможность обратиться в правительство с просьбой оценить экономическую целесообразность правовых, налоговых и экономических последствий принятых мер.
По словам авторов обращения, распространение ограничительных мер на производителей уже привело к остановке ряда предприятий и угрожает запуску инвестпроектов, что ведет к существенным потерям бюджета и утрате высокотехнологичных рабочих мест.
также отмечается, что суммарная мощность всех заводов, которых коснулась указанная проблема, составляет 2 млн т, а потери бюджета - более 90 млрд руб./год.
Источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что пока окончательного решения по этому вопросу не принято.
Более того, в конце декабря 2023 г. на совместном совещании представителей малого и среднего предпринимательства в нефтегазовой сфере и экспертного совета при комитете по энергетике Госдумы этот вопрос также поднимался, и предприниматели отметили, что даже снижение условий по объему переработки до 500 тыс. т/год не решит проблему.
Автор: А. Гончаренко