USD 102.5761

0

EUR 107.4252

0

Brent 75.17

0

Природный газ

-3.12

6 мин
3008

Коммерциализация или монополизация? Обсуждаются перспективы наделения Роскосмоса правом единственного поставщика данных ДЗЗ из космоса

Коммерциализация или монополизация? Обсуждаются перспективы наделения Роскосмоса правом единственного поставщика данных ДЗЗ из космоса

Москва, 25 дек - ИА Neftegaz.RU. Создание и распространение сервисов ДЗЗ в России становится насущной необходимостью для технологического, промышленного и логистического развития страны. Становление российского рынка сдерживается множеством проблем в сфере правового регулирования деятельности операторов отрасли. Острая дискуссия идет вокруг наделения Роскосмоса статусом единственного поставщика данных ДЗЗ для государственных и муниципальных заказчиков.

Российское ДЗЗ и его ограничения

Социально-экономическое, промышленное, технологическое развитие России невозможно без использования цифровых систем и информационных ресурсов. Предприятия различных отраслей, в т.ч. нефтегазовой и энергетической, а также структуры государственного управления нуждаются в актуальной и достоверной информации для решения стоящих перед ними задач, особенно в труднодоступных и климатически сложных регионах. Одним из наиболее востребованных источников такой информации являются данные съемки с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Эти данные позволяют контролировать состояние и изменение окружающей среды и инфраструктурных объектов, что повышает эффективность управления многими хозяйственными процессами.

Спрос на услуги ДЗЗ на отечественном рынке стабильно растет, но орбитальных группировок, способных обеспечивать потребности России в космических данных, на данный момент не создано. Сегодня у России всего несколько спутников ДЗЗ, тогда как в мире больше 540 таких космических аппаратов. У США уже 250 космических систем ДЗЗ, у Китая - 240, в Европе - 45. Предоставление данных ДЗЗ отечественным заказчикам западные компании прекратили, получение информации из дружественных стран сопряжено с определенными трудностями, что делает развитие собственных спутниковых группировок ДЗЗ для России остроактуальным вопросом. Наиболее критичная ситуация складывается вокруг данных сверхвысокого разрешения, стереосъемки и радиолокационных данных, которые критически важны для контроля ледовой обстановки, от которой в т.ч. зависит развитие Северного морского пути (СМП).

Помимо недостатка спутников ДЗЗ и слабого уровня развития наземной инфраструктуры, становление российского рынка сдерживается множеством проблем в сфере правового регулирования деятельности операторов отрасли. Одним из таких сложных регуляторных проблем стал вопрос о продаже данных ДЗЗ Роскосмосом.

Единый поставщик данных ДЗЗ

13 октября 2023 г. правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о коммерческом использовании данных ДЗЗ, согласно которому предлагается наделить Роскосмос статусом единственного поставщика данных ДЗЗ для государственных и муниципальных заказчиков. В частности, законопроект предусматривает предоставление Роскосмосом на платной основе данных ДЗЗ из космоса потребителям, в т.ч. числе органам государственной власти, иным государственным органам и органам местного самоуправления. Государственным и муниципальным заказчикам дается возможность закупать данные ДЗЗ у Роскосмоса как у единственного поставщика.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что он призван исключить риски потери времени при осуществлении закупки данных и продуктов ДЗЗ у Роскосмоса для обеспечения госнужд. В случае отсутствия у Роскосмоса возможности осуществить поставку необходимых данных и продуктов, госкорпорация ежегодно до начала планирования закупок на очередной финансовый год формирует заявки на предоставление данных и продуктов ДЗЗ на основании запросов государственных и муниципальных заказчиков. В случае отсутствия возможности у Роскосмоса осуществить поставку данных и продуктов ДЗЗ, указанных в заявках, он своевременно уведомляет об этом заказчиков, что позволит им заблаговременно планировать закупки с учетом способа определения поставщика, временных затрат на проведение закупки и исключить риски несвоевременного обеспечения госнужд. При этом законопроект сохраняет возможность предоставления на безвозмездной основе данных ДЗЗ из Федерального фонда данных ДЗЗ отдельным пользователям в конкретных случаях, которые будут определены правительством РФ. Речь идет, в первую очередь, о федеральных органах, обеспечивающих функции обороны и безопасности государства.

Авторы законопроекта указывают, что положения законопроекта будут распространяться только на тех юридических лиц, которые осуществляют закупки данных ДЗЗ и продуктов ДЗЗ, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в рамках закупки у единственного поставщика. Во всех остальных случаях юридические лица могут осуществлять такую закупку у различных поставщиков данных ДЗЗ на рыночных условиях. В этой связи отмечается, что планируемые нововведения не создают рисков ограничения конкуренции и не будут препятствовать развитию рынка ДЗЗ.

В первом чтении законопроект был принят Госдумой 28 ноября 2023 г. Представляя документ, статс-секретарь - заместитель генерального директора Роскосмоса В. Шерин пояснил, что законопроект позволит гарантировать бюджетную эффективность и исключить риск приобретения одних данных дважды. Кроме того, благодаря данной инициативе будет обеспечена закрытость некоторых сведений в интересах национальной безопасности. В то же время сохранится валидация данных, поскольку они используются при осуществлении государственного контроля и надзора. Предполагается, что законопроект позволит сформировать условия для развития отечественного рынка данных ДЗЗ и простимулировать привлечение внебюджетных инвестиций в этот сегмент космической деятельности, нарастить численность российской спутниковой группировки.

Что не так?

В ходе обсуждения законопроекта в первом чтении представителями отрасли были высказаны опасения о том, что документ вводит заградительные барьеры и фактически устанавливает монополию Роскосмоса на работу с космическими снимками со всеми вытекающими негативными последствиями, такими как высокие цены и худшее качество предоставляемых услуг. Ситуация может сложиться так, что Роскосмос получает снимки за бюджетные средства с коммерческих космических систем, при этом бесплатно получая исключительные права на все эти данные. Одновременно, если компании, предоставившие эти данные, захотят ими пользоваться, нужно будет выкупать собственные снимки обратно. Это создает риски удорожания услуг и невозвратности инвестиций для частных компаний, делая их бизнес невыгодным. В конечном счете ограничение конкуренции создает высокие риски технологического отставания российской отрасли ДЗЗ, особенно с учетом темпов развития конкурентов в зарубежных странах. Также в ходе обсуждения высказывались опасения о том, сможет ли Роскосмос оперативно аккумулировать необходимые объемы данных ДЗЗ с учетом запросов пользователей по уровню детализации и качеству снимков, стоимости и срокам их предоставления.

Помимо этого, в принятом в первом чтении тексте законопроекта не решен принципиальный вопрос о том, что из себя в принципе представляют собой данные ДЗЗ. В терминологии законопроекта требуются уточнения и дополнения, касающиеся данных ДЗЗ и производных от них понятий, таких как данные ДЗЗ из космоса, первичные данные и продукты, создаваемые на основе первичных данных. Необходимо четко определить типы данных ДЗЗ, которыми наполняется фонд, в разрезе уровней их обработки, в т.ч. с учетом положений государственных стандартов и сложившейся в отрасли практике.

Эти вопросы необходимо детализировать и уточнить ко второму чтению, найдя баланс между интересами Роскосмоса, бизнеса и государства для повышения конкурентоспособности отрасли. Глава комитета Совета Федерации по экономической политике А. Кутепов подготовил поправки в законопроект, предлагающие исключить положение о наделении Роскосмоса статусом единственного поставщика для обеспечения конкурентных условий в этой сфере. Кроме того, поправками предлагается урегулировать порядок и условия использования данных ДЗЗ частными компаниями. В отношении данных и копий данных, переданных коммерческими операторами в Федеральный фонд данных на договорной основе, предлагается предусмотреть возможность их использования этими коммерческими операторами безвозмездно или за плату в соответствии с условиями лицензионного договора с обладателем исключительных прав на такие данные согласно российскому законодательству об интеллектуальных правах.

В плане наполнения Федерального фонда данных оговаривается, что в его состав включаются первичные данные, а также стандартные и производные (базовые) продукты ДЗЗ из космоса, созданные на основе таких данных. Тематические продукты не должны включаться в состав Фонда, поскольку они создаются на основе дешифрирования данных ДЗЗ из космоса с применением тематической или аналитической обработки, в т.ч. с использованием пространственных данных и других видов информации, для решения задач конкретных потребителей.

Законопроект о коммерческом использовании данных ДЗЗ вступит в силу 1 января 2025 г. Это связано с тем, что в федеральном и региональных бюджетах на 2024 г. не предусмотрено финансирование соответствующих расходов органов власти. Время на доработку поправок еще есть, однако важно этот процесс не затягивать, чтобы недостаточно проработанные меры не стали бы дополнительным тормозом развития рынка ДЗЗ, и компании, заинтересованные в получении услуг ДЗЗ, не оказались бы в условиях новых регуляторных норм , которые не позволят создать конкурентный рынок и сделать эти услуги массовыми и доступными, и соответственно затруднят развитие цифровой экономики страны.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram