Об этом пресс-служба правительства РФ сообщила 11 декабря 2023 г.
Зимний дизель и проблемные регионы
По сообщению правительства:- представители Минэнерго и Минсельхоза отметили стабилизацию цен на топливо в стране и отсутствие его дефицита,
- в большей части регионов продолжается плановое снижение стоимости бензина и дизельного топлива в мелкооптовом сегменте в соответствии с биржевой динамикой,
- цены на топливо не превышают прогнозной инфляции по итогам года,
- по информации Минэнерго, по итогам ноября текущего года произведено больше зимнего дизельного топлива, чем за аналогичный период прошлого года,
- запасы бензина и дизельного топлива сохраняются на высоком уровне.
Минэнерго РФ совместно с нефтяными компаниями необходимо согласовать баланс производства зимнего дизельного топлива в стране на весь сезон спроса (до конца марта).
Нефтяным компаниям рекомендовано увеличить предложение зимнего дизеля на биржевых торгах.
На предыдущем совещании, проведенном 16 ноября 2023 г. А. Новак поручил Минэнерго и ФАС мониторить ситуацию с ценами на топливо в отдельных регионах.
По данным Интерфакса, ведомства должны были взять на особый контроль ситуацию с нефтепродуктами на Дальнем Востоке, в Красноярском крае, республиках Алтай, Тыва, а также Дагестан.
Особо подчеркивалось, что дифференциал между ценами вертикально-интегрированных и независимых компаний должен быть минимальным.
Кроме того, Минэнерго и Минтрансу совместно с РЖД было поручено подготовить согласованные предложения по устранению ситуации, связанной с отсутствием вагонов и задержкой отгрузки нефтепродуктов по отдельным направлениям.
Меры по стабилизации рынка топлива
Напряженность на российском топливном рынке начала расти с середины весны 2023 г.Биржевые цены начали резко расти на фоне растущего спроса в преддверии летнего сезона, ожиданий по поводу сокращения демпфера, ремонтных работ на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), роста серого экспорта и перегруженности РЖД.
В начале осени ситуация обострилась на фоне уборочной кампании и роста серого экспорта, ускорился рост цен в розничном сегменте, а в ряде регионов начал складываться физический дефицит топлива.
Действия, предпринимаемые правительством для смягчения кризиса, должного эффекта не давали и с 21 сентября 2023 г. был введен полный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива.
По мере стабилизации ситуации ограничения начали ослабляться:
- 5 октября 2023 г. был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля,
- 17 ноября - снят временного запрета на экспорт автомобильного бензина,
- 22 ноября - летнего дизельного топлива.
Биржевые цены на бензин и дизельное топливо (кроме зимнего) на СПбМТСБ значительно снизилось, вернувшись на уровень февраля 2023 г., хотя определенные колебания присутствуют.
По данным на 11 декабря 2023 г. по национальному индексу:
- бензин АИ-92 подорожал на 0,06%, до 42 233 руб./т,
- бензин АИ-95 - на 0,34%, до 47 444 руб./т,
- ДТ летнее - на 0,89%, до 53 865 руб./т,
- ДТ зимнее - на 0,37%, до 73 244 руб./т.
За ноябрь динамика оказалась неоднозначной - по сравнению с октябрем бензин подешевел на 0,7%, дизтопливо подорожало на 0,3%.
За неделю, завершившуюся 3 декабря 2023 г. по сравнению с предыдущей неделей бензин подешевел на 0,15%, до 54,56 руб./л, тогда как цена дизельного топлива выросла на 0,02%, до 64,27 руб./л.