Об этом сообщил гендиректор Топливной компании ФЕСКО (входит в транспортно-логистическую группу FESCO) В. Савельев, его слова 7 декабря 2023 г. приводит РБК.
Дефицит судового топлива
Актуальность проблемы высоких цен на судовое топливо на Дальнем Востоке связана с тем, что регион оторван от основных мест производства нефтепродуктов.Мощностей нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в регионе недостаточно, а доставка по железным дорогам из других регионов затруднена из-за низкой пропускной способности Восточного полигона вследствие роста экспортного грузопотока.
Одновременно на Дальнем Востоке активно развивается портовая инфраструктура, что стимулирует спрос на судовое топливо.
Из-за этого в регионе периодически возникает нехватка судового топлива.
Среди других проблем - значительная зависимость Дальнего Востока от изменений на бункерном рынке Юго-Восточной Азии.
Тезисы от В. Савельева:
- дефицит есть и периодически возникал всегда,
- в 2023 г. интерес производителей сместился в сторону как раз экспортных отгрузок как наиболее прибыльных по сравнению с российским рынком,
- это отразилось не только на цене топлива (ценообразование для внутреннего рынка учитывает экспортную альтернативу), но и на объемах ресурса,
- производители оставляют для внутреннего рынка минимум - для обеспечения нужд своих сбытовых компаний и совсем немного для свободной продажи,
- основные объемы сразу с НПЗ оформляются как экспортный товар,
- для обеспечения судов каботажного направления FESCO резервирует топливо на месяц с выборкой по мере необходимости,
- компания вынуждена приобретать топливо у ограниченного круга поставщиков, у которых сохранилась возможность таких поставок,
- для судов, работающих на внешнеторговых линиях, FESCO покупает топливо на спотовых условиях - для каждого судна за 5-7 дней до прихода в порт,
- из-за дефицита и высоких цен мы вынуждены либо переводить бункеровки судов в иностранные порты, если продолжительность стоянки позволяет сделать это без задержек, либо уменьшать количество и бункеровать минимально - для рейса, надеясь, что в следующий судозаход обстановка изменится в положительную сторону,
- риски дефицита топлива при этом более значимые для каботажных судов - альтернатив бункеровок, кроме портов Приморья.
Бункеровщики начали отмечать недостаточное количество судового топлива с сентября 2023 г., когда возникла проблема с отправкой российских нефтепродуктов на экспорт.
По данным его аналитического отдела издания ПортНьюс, в дальневосточных портах за период с ноября 2022 г. по ноябрь 2023 г. рост цен по всем видам составил 50%:
- топливо IFO 380 подорожало на 65%, VLSFO 0,5 - на 37%, MGO - на 29%,
- на 6 декабря цены на судовое топливо составили: 56-58 тыс. руб./т (HSFO), 79-80 тыс. руб./т (VLSFO), 99-102 тыс. руб./т (ТСМ 0,5) и 88-92 тыс. руб./т (ДТЛ).
Масштабы проблемы
Минэнерго РФ, ФАС и РЖД значительных проблем с поставками судового топлива на Дальний Восток не видят.Так, Минэнерго РФ сообщило:
- объемы производства судового топлива превышают его потребление на внутреннем рынке,
- Нефтеперерабатывающая промышленность имеет значительные резервы по увеличению объемов производства низкосернистого топлива, которые могут быть реализованы в случае экономической эффективности его выработки,
- налоговый кодекс предусматривает возмещение налогоплательщику акциза на средние дистилляты в случае их использования в качестве топлива для бункеровки водных судов,
- этот механизм позволяет судовладельцам компенсировать часть средств, потраченных на приобретение судового дистиллятного топлива,
- для сдерживания роста цен на судовое топливо и улучшения снабжения труднодоступных регионов советом Евразийской экономической комиссии 24 ноября 2023 г. было принято решение о продлении до конца 2026 г. возможности использования судового топлива во внутренних водных перевозках с содержанием серы не более 1,5%.
РЖД, в свою очередь, подчеркивает, что принимают все заявки на перевозку топлива во внутреннем сообщении в приоритетном порядке, почти 100% всех отправок реализуются в установленные сроки.
Причину увеличения времени доставки нефтепродуктов РЖД видят в длительном простое цистерн под выгрузкой из-за недостатка емкостей для хранения топлива у грузополучателей.
На случай необходимости оперативного пополнения запасов топлива РЖД рекомендует учитывать высокую загрузку инфраструктуры Восточного полигона и выбирать поставщиков, исходя из наиболее оптимальной логистики.
Минэнерго РФ предлагает повысить приоритетность перевозок нефтепродуктов по ж/д.
4 декабря 2023 г. замглавы Минэнерго РФ Е. Грабчак сообщил о возможном повышении класса приоритетности вывоза нефтепродуктов в восточном направлении по железной дороге, переведя их из 5й в 4ю очередь по приоритету (грузы, которые являются субсидируемыми государством через комплексную систему мер поддержки глубокой переработки нефтяного сырья).
Минтранс РФ поддерживает повышение приоритета перевозки нефтепродуктов в восточном направлении.
Кризис из-за борьбы с кризисом?
Правительство РФ в сентябре 2023 г. приняло жесткие меры для стабилизации топливного рынка в России.С весны 2023 г. биржевые цены на топливо в России начали расти, летом они держались на рекордных уровнях, а в начале осени ситуация обострилась на фоне уборочной кампании и роста серого экспорта.
Ускорился рост цен и в розничном сегменте, кроме того в ряде регионов, в т.ч. на Дальнем Востоке, начал складываться физический дефицит топлива.
В качестве стабилизирующей меры правительство РФ с 21 сентября 2023 г. ввело полный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива.
5 октября 2023 г. запрет был ослаблен - был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля.
17 ноября правительство РФ приняло решение по снятию временного запрета на экспорт автомобильного бензина, а 22 ноября - летнего дизельного топлива.
Сейчас сохраняется запрет на экспорт зимнего дизельного топлива, Минэнерго РФ мониторит ситуацию.
5 октября одновременно с ослаблением эмбарго был принят ряд мер, призванный стабилизировать рынок в долгосрочной перспективе.
Однако эти меры осложнили ситуацию с бункеровкой на Дальнем Востоке.
Одной из долгосрочных мер стала заградительная пошлина 50 тыс. руб./т на все виды нефтепродуктов, что должно пресечь возможность вывоза нефтепродуктов, которые предназначены для внутреннего рынка.
Эта мера должна пресечь попытки перекупщиков приобретать топливо для последующего экспорта и прекратить практику вывоза топлива под видом других нефтепродуктов.
Эффект оказался неожиданным.
Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) обратила внимание на то, что экспортная пошлина будет действовать при бункеровке рыболовецких судов, поскольку воды исключительной экономической зоны (ИЭЗ), где идет основной лов, не относятся к таможенной территории страны РФ.
Из-за новой пошлины доля топлива в себестоимости вырастет с 30 до 44%, а общие расходы повысятся на 26%.
При этом даже в портах статус операций по бункеровке неоднозначен.
Заместитель председателя набсовета ассоциации «Надежный партнер» В. Гусев отметил, что процесс бункеровки находится посередине между внутренним потреблением и экспортом - НДС возмещается как при экспорте, но экспортная пошлина не платится.
В итоге консолидированной позиции нет, покупатели судового топлива не вышли к властям и компаниям с объединенной инициативой, которая могла бы решить кризис.