Об этом 20 ноября 2023 г. пишут Известия со ссылкой на источник в Минэнерго РФ.
Неродные запчасти
Смягчение требований к проведению ремонтов на российских НПЗ будет заключаться в возможности использования неоригинальных запчастей в рамках механизма обратного инжиниринга.Планируемое изменение будет оформлено в виде дополнения в перечень приложений к постановлению правительства «Об особенностях разрешительной деятельности в РФ в 2022 и 2023 гг.» (от 12 марта 2022 г. №353).
Соответствующий проект нового приложения к постановлению уже подготовлен.
Предполагается, что соответствующий проект введет временную меру, которая позволит решить вопрос использования неоригинальных деталей для обеспечения безопасной и бесперебойной эксплуатации импортного оборудования на предприятиях нефтегазового комплекса.
Речь идет об обеспечении нормативного правового закрепления условий, при которых использование неоригинальных запчастей не будет квалифицировано надзорными органами как нарушение требований к ремонту эксплуатируемого на опасном производственном объекте импортного оборудования.
Для этого необходимо исполнение следующих условий:
- прохождение входного контроля запчастей эксплуатирующей организации,
- наличие ограничений, установленных руководствами (инструкциями) производителей.
Обратный инжиниринг ограничен
До введения западных санкций значительная часть оборудования на российских НПЗ представляла собой импортную продукцию.Из-за границы поставлялось до 80% сложного оборудования для нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий.
Весной 2022 г. США и ЕС ввели санкции, которые ограничили российским компаниям доступ к западным технологиям нефтепереработки.
Созданные ранее запасы иностранных комплектующих в настоящее время исчерпаны, прямой импорт западных запчастей для НПЗ невозможен, а параллельный импорт сложен и растянут по времени.
В сложившихся условиях российские компании сосредоточились на обратном инжиниринге.
Обратный инжиниринг (реверс-инжиниринг, обратное проектирование) - исследование готового объекта с целью воспроизвести его с аналогичными функциями, но без прямого копирования.
В процессе обратного инжиниринга осуществляется разработка конструкторской документации на основе исходных данных, полученных в виде готового образца изделия, путем снятия с него размеров и изучения других его параметров.
Обратный инжиниринг позволяет в минимально возможные сроки получить комплект технической документации, по которой можно будет изготавливать изделия, что позволяет импортозаместить компонент или восстановить процесс производства.
В настоящее время возможности применения обратного инжиниринга в России ограничены.
Законодательство РФ и правовые нормы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не запрещают заменять запчасти и комплектующие без согласования с производителем оригинала.
При этом положения технического регламента Таможенного союза (ТР ТС010/2011), а также правила промбезопасности, утвержденные Ростехнадзором, обязуют предприятия соблюдать руководство по эксплуатации оборудования.
Как следует из этих норм, в ремонте допускается использование только оригинальных деталей, т.е. используя копии деталей НПЗ рискуют попасть под штрафы.
Представители крупного нефтяного бизнеса еще в 2022 г. предлагали правительству пересмотреть правила, но реализацию меры отложили, чтобы лучше оценить ее последствия для производственной безопасности и избежать рисков роста аварийности.
В настоящее время Минпромторг совместно с Минэнерго и нефтегазовыми компаниями прорабатывает возможность гармонизации законодательства.
Кризис наступает?
Топливный кризис, сложившийся России весной-осенью 2023 г. был в т.ч. был обусловлен внеплановыми остановками работы ряда НПЗ.В сентябре глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов говорил, что ситуация на оптовом топливном рынке в России осложнилась из-за курса валют и внеплановой остановки нескольких нефтеперерабатывающих предприятий.
В частности, ситуация в южных регионах осложнилась внеплановой остановкой Астраханского ГПЗ, которая наложилась на период высокого спроса и период уборочных работ в сельскохозяйственных регионах.
Эксперты не исключат, что проблемы на НПЗ были связаны с дефицитом запчастей и комплектующих и, если не принять меры, топливный кризис может повториться.
Решение проблемы нехватки запчастей для НПЗ за счет обратного инжиниринга представляется актуальной, поскольку дефицит оборудования чреват авариями, затягивающимися ремонтами и торможением процесса модернизации.
С другой стороны, бесконтрольный отказ от импортных запчастей может повысить аварийность промышленных объектов, что требует осторожного подхода к применению неоригинальных комплектующих.
В частности, разрешать использовать свои детали следует только тем компаниям, которые смогут подтвердить компетентность в собственном производстве и безопасность их применения.