Об этом сообщает Ъ со ссылкой на письмо главы компании И. Сечина, адресованное 20 октября 2023 г. спикеру Госдумы В. Володину.
Предложение Роснефти
- уравнять повышение НДПИ для независимых производителей и Газпрома;
- не повышать НДПИ для природного газа, который идет на нужды энергетики и ЖКХ;
- для закрытия дефицита бюджета присмотреться к сверхдоходам банковского сектора.
Согласно законопроекту:
- в Налоговом кодексе корректируется повышающий коэффициент к НДПИ на газ (Ккг) с 1 января 2024 г.
- для Газпрома корректировка будет меньше, чем для независимых производителей;
- в 1й половине 2024 г.:
- для собственников Единой системы газоснабжения он будет установлен в размере 303,
- для независимых - 555;
- во 2м полугодии 2024 г.:
- коэффициент для Газпрома вырастет до 454,
- для независимых - до 706;
- с 1 января 2025 г.:
- для ставки Газпрома коэффициент вырастет до 428,
- для независимых - 779;
- во 2м полугодии 2025 г.:
- Газпрому будет установлен коэффициент 448,
- независимым - 799;
- начиная с 1 января 2026 г. коэффициенты будут 464 и 863 соответственно.
Механизм, при котором для населения и промышленных производителей будет введена дополнительная индексация цен на газ, заложен в прогнозе социально-экономического развития России на 2024-2026 гг., он представлен в Госдуму в рамках 3-летнего бюджета (№ 448554-8).
В принятом в 1м чтении законопроекте (№ 448566-8) заложен механизм, согласно которому через НДПИ часть этой дополнительной выручки, которая сформируется у Газпрома и независимых производителей, будет изъята в бюджет.
Предполагается, что уже с 1 декабря 2024 г. будет произведена внеплановая индексация цен на газ для промышленных потребителей, кроме электроэнергетики и ЖКХ - на 10%.
С 1 июля 2024 г. оптовые цены для всех категорий потребителей проиндексируют на 11,2%, в 2025 году - на 8,2%. Бюджет в результате роста НДПИ, по оценке Минфина РФ, получит:
- до 116,8 млрд руб. в 2024 г.;
- 127,3 млрд руб. в 2025 г.;
- 134,7 млрд руб. в 2026 г.
- в 2024 г. - 121,6 млрд руб.;
- в 2025 г. - 147,8 млрд руб.;
- в 2026 г. - 166,9 млрд руб.
- законопроект предусматривает диспаритетное повышение ставок НДПИ на газ для Газпрома и независимых производителей;
- изменение НДПИ на газ:
- для Газпрома составит 143-169 руб./1 тыс. м3 в 2024-2026 гг.,
- для прочих производителей - 421-558 руб. /1 тыс. м3;
- для нормализации ситуации на топливном рынке правительство РФ восстановило демпфер с 1 октября 2023 г.,
- при этом, по итогам доклада премьера М. Мишустина президенту В. Путину от 3 октября, было решено не повышать налоговую нагрузку на нефтекомпании, а восстановление демпфера не должно осуществляться за счет внутриотраслевых источников;
- в случае принятия законопроекта об увеличении НДПИ на газ источником демпферных выплат фактически станут в том числе нефтекомпании - производители газа, прежде всего Роснефть, обеспечивающая более 30% всех нефтегазовых доходов бюджета и поставляющая весь добываемый природный газ на внутренний рынок;
- индексация тарифа на газ распространяется не на всех потребителей, тогда как НДПИ растет для всего добываемого Роснефтью газа, и из-за этого объем дополнительных налогов вдвое превышает рост дохода от индексации;
- Роснефть поставляет более половины своего газа на электростанции;
- в случае если не будет предусмотрено повышение цен на газ для электроэнергетики и ЖКХ предлагается не повышать НДПИ на тот газ, который поставляется таким потребителям;
- в качестве дополнительных источников бюджетных поступлений предлагается повысить налоговую нагрузку на компании, получающие повышенные доходы от поставок газа на премиальные экспортные рынки (по сути, это Газпром и НОВАТЭК);
- также существует возможности роста налогов для сверхдоходных секторов экономики, прежде всего банковского сектора.
Отмечалось, что снижение связано с высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть Urals в начале 2023 г., а также снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа.
Автор: А. Гончаренко