USD 90.6944

+1.15

EUR 100.204

+1.27

Brent 77.58

+0.39

Природный газ 2.174

-0.03

3 мин
...

Роснефть предложила скорректировать законопроект о повышении НДПИ на газ

В первом чтении законопроект был принят 17 октября.

Роснефть предложила скорректировать законопроект о повышении НДПИ на газ

Москва, 25 окт - ИА Neftegaz.RU. Роснефть предложила внести поправки ко 2у чтению законопроекта о ставках НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых) на газ на 2024 г.
Об этом сообщает Ъ со ссылкой на письмо главы компании И. Сечина, адресованное 20 октября 2023 г. спикеру Госдумы В. Володину.

Предложение Роснефти

  • уравнять повышение НДПИ для независимых производителей и Газпрома;
  • не повышать НДПИ для природного газа, который идет на нужды энергетики и ЖКХ;
  • для закрытия дефицита бюджета присмотреться к сверхдоходам банковского сектора.
Напомним, что в 1м чтении законопроект был принят 17 октября 2023 г.
Согласно законопроекту:
  • в Налоговом кодексе корректируется повышающий коэффициент к НДПИ на газ (Ккг) с 1 января 2024 г.
  • для Газпрома корректировка будет меньше, чем для независимых производителей;
  • в 1й половине 2024 г.:
    • для собственников Единой системы газоснабжения он будет установлен в размере 303,
    • для независимых - 555;
  • во 2м полугодии 2024 г.:
    • коэффициент для Газпрома вырастет до 454,
    • для независимых - до 706;
  • с 1 января 2025 г.:
    • для ставки Газпрома коэффициент вырастет до 428,
    • для независимых - 779;
  • во 2м полугодии 2025 г.:
    • Газпрому будет установлен коэффициент 448,
    • независимым - 799;
  • начиная с 1 января 2026 г. коэффициенты будут 464 и 863 соответственно.
Повышение НДПИ - часть маневра по изъятию допдоходов производителей газа в бюджет, которые у них возникнут из-за опережающей индексации оптовых цен на газ для промышленности.

Механизм, при котором для населения и промышленных производителей будет введена дополнительная индексация цен на газ, заложен в прогнозе социально-экономического развития России на 2024-2026 гг., он представлен в Госдуму в рамках 3-летнего бюджета (№ 448554-8).
В принятом в 1м чтении законопроекте (№ 448566-8) заложен механизм, согласно которому через НДПИ часть этой дополнительной выручки, которая сформируется у Газпрома и независимых производителей, будет изъята в бюджет.

Предполагается, что уже с 1 декабря 2024 г. будет произведена внеплановая индексация цен на газ для промышленных потребителей, кроме электроэнергетики и ЖКХ - на 10%.
С 1 июля 2024 г. оптовые цены для всех категорий потребителей проиндексируют на 11,2%, в 2025 году - на 8,2%. Бюджет в результате роста НДПИ, по оценке Минфина РФ, получит:
  • до 116,8 млрд руб. в 2024 г.;
  • 127,3 млрд руб. в 2025 г.;
  • 134,7 млрд руб. в 2026 г.
При этом Счетная палата в своем заключении на законопроект отмечает, что в пояснительных материалах к проекту бюджета на 2024-2026 гг. указаны более высокие доходы от дополнительной индексации:
  • в 2024 г. - 121,6 млрд руб.;
  • в 2025 г. - 147,8 млрд руб.;
  • в 2026 г. - 166,9 млрд руб.
Тезисы из письма И. Сечина:
  • законопроект предусматривает диспаритетное повышение ставок НДПИ на газ для Газпрома и независимых производителей;
  • изменение НДПИ на газ:
    • для Газпрома составит 143-169 руб./1 тыс. м3 в 2024-2026 гг.,
    • для прочих производителей - 421-558 руб. /1 тыс. м3;
  • для нормализации ситуации на топливном рынке правительство РФ восстановило демпфер с 1 октября 2023 г.,
    • при этом, по итогам доклада премьера М. Мишустина президенту В. Путину от 3 октября, было решено не повышать налоговую нагрузку на нефтекомпании, а восстановление демпфера не должно осуществляться за счет внутриотраслевых источников;
  • в случае принятия законопроекта об увеличении НДПИ на газ источником демпферных выплат фактически станут в том числе нефтекомпании - производители газа, прежде всего Роснефть, обеспечивающая более 30% всех нефтегазовых доходов бюджета и поставляющая весь добываемый природный газ на внутренний рынок;
  • индексация тарифа на газ распространяется не на всех потребителей, тогда как НДПИ растет для всего добываемого Роснефтью газа, и из-за этого объем дополнительных налогов вдвое превышает рост дохода от индексации;
  • Роснефть поставляет более половины своего газа на электростанции;
  • в случае если не будет предусмотрено повышение цен на газ для электроэнергетики и ЖКХ предлагается не повышать НДПИ на тот газ, который поставляется таким потребителям;
  • в качестве дополнительных источников бюджетных поступлений предлагается повысить налоговую нагрузку на компании, получающие повышенные доходы от поставок газа на премиальные экспортные рынки (по сути, это Газпром и НОВАТЭК);
  • также существует возможности роста налогов для сверхдоходных секторов экономики, прежде всего банковского сектора.
Федеральный бюджет РФ за 1е 9 месяцев 2023 г. получил 5,575 трлн руб. нефтегазовых доходов, что на 34,5% ниже, чем за аналогичный период 2022 г.
Отмечалось, что снижение связано с высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть Urals в начале 2023 г., а также снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа.



Автор: А. Гончаренко


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram