Решение принято на пленарном заседании Госдумы 24 октября 2023 г.
Экспорт СПГ по-новому
Госдума одобрила проект федерального закона № 400571-8 «О внесении изменения в ст.3 Федерального закона «Об экспорте газа» (в части дополнения перечня юридических лиц, обладающих исключительным правом на экспорт газа природного в сжиженном состоянии).Согласно предложенным поправкам, право экспорта СПГ предлагается дать лицам, аффилированным с экспортерами СПГ в рамках 2й группы:
- юридическим лицам, реализующим включенные в отраслевые документы стратегического планирования РФ в сфере энергетики инвестпроекты, предусматривающие создание (строительство) и эксплуатацию объектов по производству газа природного в сжиженном состоянии, производительность каждого из которых составляет более 20 т/час (порядка 175 тыс. т/год),
- при условии, что право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, принадлежит лицам, имеющим право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы лиц, которым предоставлено право на экспорт газа в соответствии с п. 2 настоящей части.
Такие лицензии в России выдавались только дочерним компаниям НОВАТЭКа.
Замминистра энергетики РФ А. Бондаренко ранее поясняла, что во 2й группе экспортеров находятся проекты НОВАТЭКа.
Также законопроект допускает, ресурсное обеспечение новых СПГ-проектов из различных источников, т.е. экспорт газа в сжиженном состоянии разрешается без привязки к конкретным месторождениям.
Законопроект с поправками к закону об экспорте газа, разрешающий зарубежные поставки СПГ без привязки к конкретным месторождениям, был внесен депутатами 13 июля 2023 г. после июньского совещания Совета Госдумы в г. Мурманск.
Ранее с предложением о таких изменениях, необходимых, в частности, проекту Мурманский СПГ, выступал глава НОВАТЭКа Л. Михельсон.
Кроме того, законопроект позволит НОВАТЭКу напрямую экспортировать СПГ с действующего СПГ-завода Криогаз-Высоцк, экспорт с которого идет по агентскому соглашению с Газпром экспортом, что не очень устраивает НОВАТЭК.
Минэнерго РФ и правительство поддержали законопроект, министр энергетики РФ Н. Шульгинов заявил, что его министерство не видит угроз конкуренции СПГ и трубопроводного газа после принятия этого законопроекта.
Газпром выступил резко против, заявив, что бесконтрольный экспорт СПГ может привести к дефициту на российском внутреннем рынке, и его возражения были частично учтены.
Ко 2му чтению главами комитетов Госдумы по энергетике, по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды и по экономической политике П. Завальным, Д. Кобылкиным и М. Топилиным были подготовлены поправки, направленные на более четкое ограничение списка потенциальных экспортеров СПГ.
Сейчас норма не просто распространится только на дочерние и зависимые юридические лица тех компаний, которым уже предоставлено право на экспорт СПГ в соответствии с действующей редакцией ФЗ «Об экспорте газа», но именно на те, чьи проекты уже учтены в документах стратегического планирования в энергетике и относятся к крупнотоннажным.
П. Завальный пояснил, что предложенные поправки важны для сохранения приоритетного газоснабжения потребителей страны, максимальной монетизации российского газа и недопущения конкуренции одного российского трубопроводного газа со сжиженным на внешних рынках.
Предлагаемые законопроектом изменения не приведут к существенному увеличению существующих экспортеров СПГ, но позволят экспортировать СПГ с новых перспективных СПГ-проектов, например, с проекта Мурманский СПГ, который не будет привязан к конкретному месторождению.
Утверждение законопроекта идет в оперативном темпе.
П. Завальный ранее пояснил, что есть поручение президента, поэтому необходимо ускорить рассмотрение, причем срок стоит конкретно до 1 ноября.
Совфед включается в работу
Ранее Госдума РФ одобрила ряд бюджетообразующих законопроектов, а также законопроектов, направленных на дальнейшую донастройку налоговой системы в нефтегазовом секторе.В настоящее время идет их рассмотрение в Совете Федерации.
24 октября 2023 г. Комитет Совфеда по бюджету и финансовым рынкам поддержал поправки в Бюджетный кодекс РФ о расчете бюджетного правила из базовой цены на нефть, установленной на уровне 60 долл. США/барр.
Согласно законопроекту, базовая цена на нефть подлежит ежегодной индексации на 2% начиная с 2027 г. (на уровне валютной инфляции).
Также предусмотрен механизм определения базовых нефтегазовых доходов исходя из базовой цены на природный газ, базовых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5.
Базовую экспортную цену на природный газ принимают на уровне среднегодовой, она составляет 250 долл. США/1000 м3 с ежегодной индексацией на 2% с 2027 г.
Базовые цены экспортной альтернативы для бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 устанавливают как значения среднегодовых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5, рассчитанные исходя из фактических (прогнозных) цен на бензин и дизельное топливо, умноженных на соотношение базовой и фактической (прогнозной) цен на нефть.
Законопроект является бюджетообразующим и был внесен в Госдуму правительством РФ одновременно с проектом федерального бюджета на 2024-2026 гг.
Согласно действующему бюджетному правилу дополнительные доходы бюджета от продажи нефти сверх базовой цены (в 2019 г. - около 41,6 долл. США/барр.) направляются в Фонд национального благосостояния.
В 2023 г. бюджетное правило было смягчено - отсечка рассчитывается не от стоимости нефти, а от нефтегазовых доходов.
Планка на 2023 г. установлена на уровне 8,9 трлн руб. нефтегазовых доходов, из них 900 млрд руб. направляются в ФНБ.
В ходе рассмотрения в Госдуме РФ во 2м чтении в документ были внесены поправки, сформулированные на основании критических замечаний комитета Госдумы по бюджету и налогам.
Так, было исключено право правительства РФ без внесения изменений в закон о бюджете уменьшать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Кроме того, были исключены нормы о возможности уменьшения в федеральном бюджете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности по сравнению с утвержденными в бюджете на 2023-2025 гг., исключены нормы о предоставлении бюджетного кредита государственному внебюджетному фонду на срок до 2 лет, продлено на 2024 г. действие нормы, разрешающей получение казначейских кредитов на покрытие кассовых разрывов всеми регионами, в т.ч. донорами.
Также из документа исключили норму о том, что доходы от уплаты страховых взносов могут зачисляться в ФНБ.