Документ является бюджетообразующим и был внесен в Госдуму правительством России одновременно с проектом федерального бюджета на 2024-2026 гг.
Согласно тексту документа:
- базовая цена на нефть подлежит ежегодной индексации на 2%, начиная с 2027 г. (на уровне валютной инфляции).
Базовая экспортная цена на природный газ принимается на уровне среднегодовой – 250 долл. США/1000 м3, которая с 2027 г. ежегодно индексируется на 2%.
Базовые цены экспортной альтернативы для бензина Аи-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 устанавливаются как значения среднегодовых цен экспортной альтернативы для бензина Аи-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5, рассчитанные исходя из фактических (прогнозных) цен на бензин Аи-92 класса 5 и дизельное топливо класса 5, умноженных на соотношение базовой и фактической (прогнозной) цен на нефть.
Согласно действующему бюджетному правилу:
- дополнительные доходы казны от продажи нефти сверх базовой цены (в 2019 г. – приблизительно 41,6 долл. США/барр.) направляются в Фонд национального благосостояния.
Как он отмечал, планка составляет 8,9 трлн руб. нефтегазовых доходов, при этом из них 900 млрд руб. направляется в ФНБ.
Напомним, федеральный бюджет РФ за 9 месяцев 2023 г. получил 5,575 трлн руб. нефтегазовых доходов, что на 34,5% ниже, чем за аналогичный период 2022 г.
В Минфине РФ отметили, что месячная динамика нефтегазовых доходов остается на уровне, значимо превышающем их базовый размер (8 трлн руб. по году в целом).
Поправки ко 2му чтению
Как пояснил ранее глава комитета Госдумы по бюджету и налогам А. Макаров, к законопроекту одобрены ряд поправок, сформулированных на основании критических замечаний комитета по бюджету.Авторами поправок стали сам А. Макаров и сенаторы Н. Журавлев и А. Артамонов.
Тезисы А. Макарова
- поправками предлагается:
- исключение права правительства без внесения изменений в закон о бюджете уменьшать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности,
- исключение норм о возможности уменьшения в федеральном бюджете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности по сравнению с утвержденными в бюджете на 2023-2025 гг.,
- исключение нормы о предоставлении бюджетного кредита государственному внебюджетному фонду на срок до 2х лет,
- продление на 2024 г. действия нормы, разрешающей получение казначейских кредитов на покрытие кассовых разрывов всеми регионами, в т.ч. донорами, и несколько других норм,
- так, из законопроекта предложено исключить норму о том, что доходы от уплаты страховых взносов могут зачисляться в ФНБ.
Исключения составят:
- бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов,
- бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете,
- бюджетные кредиты по ставке 3% на срок до 15 лет, предоставляемые в 2023 г. (с лимитом до 315 млрд руб.) и некоторые другие виды бюджетных кредитов.
Закон о либерализации экспорта СПГ с северных месторождений
18 октября 2023 г. Госдума приняла в 3м, окончательном чтении закон, который предоставляет право на экспорт сжиженного природного газа (СПГ) с месторождений на суше севернее 67го градуса северной широты.Документ, инициированный правительством РФ, вносит изменения в федеральный закон «Об экспорте газа».
Документ (№310889-8) в марте 2023 г. внесло в парламент правительство РФ.
Как говорится в пояснительной записке:
- месторождения газа, расположенные севернее 67го градуса северной широты (Красноярский край, Ненецкий, Ямало-Ненецкий автономные округа), значительно удалены от Единой системы газоснабжения (ЕСГ), в связи с чем монетизация газа с указанных месторождений экономически целесообразна только за счет производства СПГ.
19 апреля 2023 г.замминистра энергетики РФ А. Бондаренко сообщила, что новая норма, в частности, будет распространена на 36 месторождений Роснефти в Красноярском крае, Ненецком и Ямало-Ненецком округах.
Как отметила тогда А. Бондаренко:
- экспортировать газ в виде СПГ можно со всех месторождений Газпрома и его 100%-ных дочек:
- это порядка 190 месторождений;
- после введения в 2012-2013 гг. ряда изменений в закон «Об экспорте газа» получили право на экспорт СПГ:
- Роснефть,
- Газпром экспорт,
- компании НОВАТЭКа:
- Ямал СПГ,
- Арктик СПГ-2,
- Арктик СПГ-1,
- Арктик СПГ-3;
- Газпром газонефтепродукт холдинг.
Ввод новых СПГ кластеров в перспективе создаст возможность существенного прироста экспорта газа и закрепления за РФ порядка 20% доли мирового рынка СПГ, говорится в отзыве комитета.
Закон вступит в силу через 10 дней после официального опубликования.
Как пояснил П. Завальный, председатель комитета Госдумы по энергетике, ответственного за прохождение законопроекта:
- принятие заложенных в документ норм позволит реализовать перспективные СПГ-проекты в условиях сохранения существующего субъектного состава недропользователей, имеющих право экспорта СПГ,
- монетизировать крупные запасы газа в Арктической зоне,
- достичь целевого показателя по производству СПГ к 2035 г. 80-140 млн. т, установленного Энергетической стратегии России на период до 2035 г.
Речь идет о реализации таких проектов как:
- Таймыр СПГ (Восток газ) – крупнотоннажный СПГ-завод мощностью 22,5 млн т/год, на базе ресурсов севера Красноярского края и Ямало-Ненецкого округа объемом до 4 трлн м3 газа,
- Кара-СПГ – крупнотоннажный СПГ-завода мощностью 22,5 млн т/год, на базе имеющихся запасов и ресурсов газа Карского моря.