Об этом сообщила пресс-служба правительства РФ.
Запрет сработал...
21 сентября 2023 г. правительство РФ ввело запрет на экспорт бензина и дизельного топлива из России.Данный запрет стал экстренной мерой для стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке, надежного обеспечения потребителей и предотвращения вымывания объемов топлива с рынка за счет серого экспорта.
6 сентября 2023 г. правительство РФ приняло серию мер системного характера, в т.ч. частично смягчило ограничения, разрешив экспорт дизельного топлива трубопроводным транспортом с отгрузкой в морских портах.
Тезисы от М. Мишустина:
- 2 недели назад правительство РФ приняло решение о введении ограничений на поставки нефтепродуктов на внешние рынки, чтобы прекратить вывоз на экспорт топлива, необходимого для внутренних потребителей,
- прежде всего, речь идет об аграриях, сейчас идет посевная кампания, а также о наших автомобилистах,
- работа по повышению эффективности мер в этой сфере продолжается,
- важно, что стратегические ресурсы, какими являются все производные от нефти - бензин и дизельное топливо, - в большей степени работали на интересы нашей страны, а покупатели могли бы его приобрести в нужном объеме и по приемлемым ценам.
О ситуации на топливном рынке России и мерах, направленных на поддержание его стабильности, доложил вице-премьер РФ А. Новак.
- введенный запрет на экспорт показал свою эффективность:
- ограничения помогли насытить внутренний рынок топлива, что, в свою очередь, оказало положительное влияние на цены,
- стоимость бензина и дизельного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) снизились на 16% и на 21% соответственно,
- в мелком опте и на нефтебазах, по данным Минэнерго, цены на дизель уменьшились в среднем на 6,3 тыс. руб./т по стране, это примерно на 8%, снижение зафиксировано в 81 субъекте РФ,
- осуществляется особый контроль в части стоимости топлива для сельхозтоваропроизводителей,
- поручено Минсельхозу совместно с регионами и ФАС проводить мониторинг наценок при покупке дизельного топлива аграриями и в т.ч. мониторинг по снижению цен при покупке топлива у посредников.
- дополнительно ФАС провела ряд проверок деятельности нефтяных компаний и независимых АЗС,
- в результате возбуждено несколько антимонопольных дел против представителей независимых АЗС по признакам завышения цен;
- таким образом, краткосрочные меры сработали.
...но что дальше?
Также А. Новак подробно разъяснил те меры, которые долны обеспечить поддержание стабильности на рынке после снятия запрета на экспорт бензина и дизельного топлива.Тезисы от А. Новака:
- для стабильного функционирования внутреннего рынка правительством РФ 6 октября был принят ряд дополнительных системных мер, которые были проработаны с отраслью и экспертами:
- принято решение внести поправки в налоговый кодекс и восстановить с 1 октября топливный демпфер - изменение коэффициента по демпферу до 1,0 позволит увеличить компенсации нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) при продаже моторного топлива на внутреннем рынке, что обеспечит экономические стимулы к насыщению внутреннего рынка топливом и будет способствовать поддержанию стабильной ценовой ситуации на бирже и в рознице;
- для повышения ликвидности биржевых торгов и повышения их прозрачности правительством приняты решения по отмене 2й биржевой торговой сессии и по увеличению минимальных нормативов реализации моторного топлива на биржевых торгах - до 15% по автомобильному бензину и до 12,5% по дизельному топливу:
- основная цель принятого решения - не допустить снижения достигнутого уровня предложения на бирже и повысить ликвидность биржевых торгов на основной торговой сессии, что будет способствовать повышению прозрачности торгов и равной доступности биржевого товара для всех потребителей;
- снятие запрета на экспорт дизельного топлива, доставляемого в морские порты трубопроводным транспортом:
- мера по запрету экспорта свою задачу выполнила, а требовалось не допустить затоваривания хранилищ и последующего снижения переработки на крупнейших НПЗ,
- при этом в целях гарантированного обеспечения внутреннего рынка не менее 50% произведенного дизельного топлива должно быть поставлено на внутренний рынок, что позволит сохранить загрузку системообразующих НПЗ и даст дополнительный стимул компаниям с исторически более высокой долей экспорта направлять моторные топлива на внутренний рынок,
- запрет на экспорт автомобильного бензина и экспорт дизельного топлива железнодорожным транспортом сохраняется, что позволит продолжить наполнение внутреннего рынка и не допустить роста оптовых цен;
- чтобы пресечь возможность вывоза нефтепродуктов, которые предназначены для внутреннего рынка, т.н. серый экспорт, введена заградительная пошлина - 50 тыс. руб./т на все виды нефтепродуктов:
- эта мера касается экспортеров, не являющихся производителями нефтепродуктов, она не коснется добросовестных производителей - крупных НПЗ с мощностью переработки более 1 млн т/год,
- фактически эта мера начнет действовать после полного снятия запрета поставок на экспорт,
- таким образом приняты меры, которые позволят пресечь попытки перекупщиков заранее приобретать топливо для последующего экспорта после снятия ограничений, а также фактически запрещает вывоз топлива под видом других нефтепродуктов;
- принятые решения очень важны для отрасли и потребителей,
- правительство продолжит в ежедневном режиме мониторинг текущей ситуации на внутреннем рынке топлива, взаимодействие с компаниями в целях сохранения стабильности на внутреннем рынке.
М. Мишустин поручил А. Новаку и Минэнерго РФ контролировать ситуацию, особенно с ценообразованием на рынке нефтепродуктов.
Премьер-министр подчеркнул, что все дальнейшие шаги следует принимать в зависимости от насыщения нашего внутреннего рынка по разумным ценам.
Указаний на возможные сроки смягчения или снятия запрета на экспорт бензина и дизельного топлива из России в ходе совещания 9 октября не последовало.