USD 98.3657

+0.41

EUR 104.2901

+0.04

Brent 73.2

+1.22

Природный газ 2.955

-0.05

3 мин
...

ФАС возбудила несколько дел в ряде регионов РФ из-за завышенных цен на топливо

В частности, президент Ассоциации владельцев АЗС координировал деятельность владельцев и арендаторов АЗС с помощью сообщений в мессенджере, что привело к одновременному повышению розничных цен на топливо.

ФАС возбудила несколько дел в ряде регионов РФ из-за завышенных цен на топливо

Источник: ФАС

Москва, 29 сен - ИА Neftegaz.RU. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила дела в ряде регионов после первичного анализа на рынке нефтепродуктов и выявила признаки нарушения закона о защите конкуренции.
Об этом сообщила пресс-служба ведомства.

Территориальные органы ФАС выявили признаки нарушения закона «О защите конкуренции», компании реализовывали моторное топливо с нефтебаз по завышенной цене:
  • Белгородское УФАС возбудило дело против компании Осколнефтеснаб,
  • Ростовское УФАС - в отношении компании Газпромнефть-Региональные продажи;
  • Ставропольское управление службы возбудило дела против компаний Гудвил-А и Реалграмм.
Помимо этого, по признакам заключения антиконкурентного соглашения возбуждены дела в отношении нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) Ильский НПЗ им. А.А. Шамара и компании Славянск ЭКО в г. Краснодар.

Дагестанское УФАС обнаружило признаки незаконной координации экономической деятельности в отношении Ассоциации владельцев автомобильных заправочных станций (АЗС) и возбудило дело.
Президент ассоциации координировал деятельность владельцев и арендаторов АЗС, рассылая сообщения в мессенджере.
Это привело к одновременному увеличению розничных цен на топливо.

ФАС отмечает, что ведомство продолжает анализировать ситуацию на товарном рынке нефтепродуктов.

В сентябре 2023 г. ФАС сообщала, что региональные органы ведут проверку обоснованности цен при мелкооптовой реализации бензина и дизельного топлива, в т.ч. для аграриев.
Органы анализируют цепочку формирования ценообразования от закупки на НПЗ до реализации потребителю.
В случае выявления нарушений ведомство обещало принять меры антимонопольного реагирования.

Причины проблем

  • рост биржевых цен на бензин и дизельное топливо начался с апреля 2023 г.;
  • тогда сказался ряд факторов, в т.ч. анонсированное Минфином РФ 2-кратное сокращение выплат по топливному демпферу нефтяным компаниям (ожидалось с 1 июля 2023 г., в реальности вступило в силу с 1 сентября и будет действовать до конца 2026 г.), приближение пикового летнего сезона спроса и начало периода планово-предупредительных ремонтов (ППР) на НПЗ;
  • в последние два месяца рост усилился, поскольку к уже сложившимся обстоятельствам добавились новые,
    • среди факторов, определивших динамику оптовых цен в последние 2 месяца, Н. Шульгинов назвал валютные колебания, снижение дисконтов по продажам российской нефти Urals, рост мировых цен на нефть, и рост цен на нефтепродукты на мировых рынках.

Решение проблем

  • правительство РФ с 21 сентября 2023 г. ввело запрет на экспорт из России бензина и дизельного топлива,
    • этот запрет был заявлен как инструмент стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке, повышения надежности обеспечения потребителей и предотвращения вымывания объемов топлива с рынка за счет серого экспорта;
  • введенный запрет стал:
    • полным - предусматривается лишь узкий круг исключений, связанных с исполнением Россией своих международных обязательств, обеспечения своих интересов и ряда др. моментов,
    • бессрочным - было анонсировано, что запрет введен временно, но сроки и четкие условия его снятия четко не оговариваются, пояснялось лишь, что дальнейшие меры властей будут зависеть от насыщения рынка;
  • на совещании у президента РФ В. Путина 27 сентября 2023 г. вице-премьер РФ А. Новак сообщил, что правительство РФ готовит системные меры, которые должны обеспечить долгосрочную балансировку внутреннего рынка и создать экономические стимулы для поставок нефтепродуктов на внутренний рынок;
  • основных предложений 2:
    • корректировка параметров демпфера с учетом текущей макроэкономической ситуации, т.е. повышение коэффициента, который был снижен на 50% по бензину и дизельному топливу с 1 сентября 2023 г., это позволит компенсировать разницу между экспортной альтернативой и биржевыми ценами на внутреннем рынке и повысить эффективность поставок на внутренний рынок,
    • ограничение серого экспорта, чтобы не допускать вымывания топлива с внутреннего рынка спекулянтами, для чего предлагается повысить уже введенную с начала 2023 г. заградительную пошлину для экспортеров-непроизводителей с 20 до 50 тыс. руб./т.

Итоги

  • в результате введенного запрета, за неделю, завершившуюся 22 сентября 2023 г., по национальному индексу Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) бензин АИ-92 подошел на 19,35%, АИ-95 - на 22,67%, летнее дизельное топливо - на 18,58%;
  • однако с начала текущей недели цены на СПбМТСБ вернулись к росту - бензин АИ-92 подорожал на 4,23%, АИ-95 - на 3,75%, летнее дизельное топливо - на 3,7%;
  • на торгах СПбМТСБ 29 сентября 2023 г.:
    • бензин АИ-92 подешевел на 0,03%, до 57933 руб./л,
    • бензин АИ-95 подорожал на 0,42%, до 60648 руб./л,
    • летнее дизтопливо подешевело на 1,77%, до 62074 руб./л.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram