Документ, инициированный правительством РФ, вносит поправки в закон Об электроэнергетике.
Закон был разработан Минэнерго для:
- выстраивания долгосрочных отношений энергокомпаний и потребителей.
- для недопущения снижения их финансово-экономической устойчивости;
- стимулирования и активизации инвестклимата и предпринимательской деятельности в регионах Дальнего Востока и Арктической зоны РФ в условиях санкций.
Тезисы из пояснительной записки:
- по результатам анализа правоприменительной практики ключевым вопросом, влияющим на возможность реализации крупного инвестиционного проекта, является обеспечение возможности привлечения заемных средств,
- у российских коммерческих банков и финансовых институтов, которые требуют у заемщика-инвестора предоставления подтверждения гарантированности получения прогнозной выручки соответствующего проекта на всем горизонте его реализации
- отменяет требования по установлению предельных тарифов;
- дает возможность достижения каких-либо предварительных договоренностей о цене на электроэнергию (мощность);
- дает договориться о сроках, на который они могут быть установлены;
- также устанавливаются особенности правового регулирования долгосрочных двусторонних договоров купли-продажи, заключаемых на розничных рынках электроэнергии по принципу бери или плати.
Для потребителей:
- организаций по добыче драгоценных металлов и камней механизм действует в течение 3 лет с поэтапным доведением льготных (сниженных) тарифов на электроэнергию до экономически обоснованного уровня.
- для повышения эффективности инвестиционной и предпринимательской деятельности законопроект предусматривает применение механизма снижения тарифов до 2028 г. для потребителей, относящихся к сфере добычи драгметаллов и камней и реализующих инвестпроекты в Арктической зоне РФ.
Энерготарифы - больной вопрос для ДФО
Механизм выравнивания энерготарифов на Дальнем Востоке начал свое действие 1 июля 2017 г.Он предполагает снижение тарифов на электроэнергию для промпотребителей ряда регионов Дальнего Востока до среднероссийского уровня за счет надбавки к цене на мощность в европейской, уральской и сибирской частях РФ.
В результате в 5 из 9 регионов ДФО тариф был снижен до 4 руб. за 1 кВт*ч.
Механизм был введен на 3 года.
В 2018 г. встал вопрос о продлении его действия до 2028 г..
Но правительство не решалось разово продлить даже на 5 лет.
В 2020 г. Госдума одобрила норму, продлевающую срок выравнивания энерготарифов в ДФО еще на 1 год, т.е. до 1 января 2021 г.
Уже в июле 2018 г. министр по развитию Дальнего Востока и Арктики А. Козлов сообщил, что механизм снижения энерготарифов для Дальнего Востока будет продлен до 2028 г.
Однако никаких реальных шагов принято не было, хотя эффект от выравнивания тарифов на Дальнем Востоке в 2018 г. оценивался в 10 млрд руб.
16 июля 2020 г. стало известно, что законопроект о выравнивании тарифов на электроэнергию в ДФО до 2028 г. с корректировками в части получателей мер поддержки Госдума рассчитывает получить в сентябре 2020 г.
В апреле 2020 г. Минэкономразвития сообщило, что готовит предложения по замещению источников финансирования нерыночных надбавок на стоимость электроэнергии и мощности, включенных в цены на энергоресурс для промпотребителей.
Министерство считало, что выравнивание энерготарифов в регионах РФ должно производиться за счет в т.ч. бюджета.
К 2028 г. энерготарифы на Дальнем Востоке должны быть постепенно доведены до экономически обоснованного уровня.
Причем в первую очередь (в 2023-2025 гг.) цены на электричество должны вырасти для предприятий ТЭКа, производителей драгоценных металлов и камней.
Но из-за сохранения льготного тарифа до 2028 г. размер дополнительной нагрузки на оптовый энергорынок в ближайшие годы может не снизиться либо будет снижаться медленнее, чем планировалось.
Потребители оптового энергорынка заплатили за выравнивание тарифов на Дальнем Востоке в прошлом году 33 млрд руб., в 2023 г. заплатят еще порядка 35,4 млрд руб., а в целом с 2017 г. – около 236 млрд руб.
Автор: П. Паршинова