Об этом 26 сентября 2023 г. сообщили Известия, позднее законопроект № 446683-8 о внесении изменений в Федеральный закон «О налоге на сверхприбыль» (в части расширения перечня организаций, облагаемых налогом) опубликован в системе обеспечения законодательной деятельности.
Windfall tax для нефтегаза?
Законопроект о распространении налога на сверхприбыль на нефтегазовые компании подготовили первый зампред Комитета Госдумы по энергетике И. Ананских (Справедливая Россия - за правду, СРЗП) и лидер фракции СРЗП С. Миронов.Проект закона предполагает исключение из п. 4 ст. 2 закона № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль» подпунктов 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Это означает, что в случае принятия законопроекта налогоплательщиками будут признаны:
- организации, осуществлявшие в течение 2022 г. добычу углеводородного сырья на участке недр, предоставленном таким организациям в пользование в соответствии с законодательством РФ,
- организации, осуществлявшие в течение 2022 г. добычу угля на участке недр, предоставленном таким организациям в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации,
- организации, имевшие по состоянию на 31 декабря 2022 г. свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и определявшие не менее чем в 6 налоговых периодах по акцизам, приходящихся на 2022 г., величину КДЕМП, отличную от 0,
- организации, являвшиеся в 2022 г. участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой в 2022 г. входили организации, добывающие углеводородное сырье или осуществлявшие его переработку,
- организации, имевшие по состоянию на 31 декабря 2022 г. свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и действующий договор об оказании услуг по переработке нефтяного сырья организации, подходящей под указанные выше требования,
- организации, которые осуществляют деятельность по производству сжиженного природного газа (СПГ) и до 31 декабря 2022 г. включительно осуществили экспорт хотя бы 1 партии СПГ на основании лицензии на осуществление исключительного права на экспорт газа,
- российские организации, которые прямо участвуют в организации, добывающей углеводородное сырье или осуществляющей его переработку, и доля участия в такой организации составляла по состоянию на 31 декабря 2022 г. не менее 75%.
Авторы законопроекта полагают, что:
- закон о налоге на сверхприбыль устанавливает необоснованные исключения, в т.ч. для компаний нефтяного и газового сектора, освобождая их от обязанности уплачивать налог на сверхприбыль,
- принадлежность к какой-либо отрасли не должна приниматься во внимание при определении круга плательщиков,
- из списка организаций, которые не будут платить налог на сверхприбыль, следует исключить организации, которые в течение 2022 г. вели добычу углеводородного сырья, угля, а также совершали операции по переработке нефтяного сырья,
- кроме того, налог должен распространиться на организации, которые в 2022 г. были участниками консолидированной группы налогоплательщиков и осуществляли деятельность по производству сжиженного природного газа (СПГ),
- законопроект позволит мобилизовать дополнительные доходы в бюджет, объем дополнительных доходов бюджета может превысить 200 млрд руб.,
- за счет полученных средств можно было решить самые насущные социальные проблемы,
- принятие законопроекта не приведет к ухудшению финансового положения указанных организаций, поскольку налог будет уплачиваться только при наличии сверхприбыли, рассчитываемой по правилам, установленным в федеральном законе,
- льготы по уплате этого налога могут получить организации, инвестиции которых росли быстрее прибыли, что привело к отсутствию у них сверхприбыли.
Так, у Газпрома чистая прибыль, относящаяся к акционерам, в 2021 г. составила 2,159 трлн руб., в 2022 г. - 1,226 трлн руб.
У Роснефти прибыль, приходящаяся на акционеров, составила в 2021 г. 883 млрд руб., в 2022 г. - 813 млрд руб.
За 1е полугодие 2023 г. у Роснефти прибыль составила 652 млрд руб., у ЛУКОЙЛа - 565 млрд руб., Газпром нефти - 304,4 млрд руб., Газпрома - 296,2 млрд руб., Татнефти - 147,7 млрд руб. и т.д.
Однако российский нефтегазовый сектор сейчас и так несет повышенную налоговую нагрузку, которая реализована в рамках других механизмов.
Также ограничены меры поддержки и в целом происходящие регуляторные изменения осложняют работу компаний нефтегазовой отрасли.
- Получивший в 2021 г. сверхприбыль от высоких цен на экспортируемый газ, Газпром выплатил в бюджет повышенный налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в объеме 1,248 трлн руб. Это заменило выплату дивидендов за 2021 г., что впоследствии было компенсировано первыми в истории Газпрома промежуточными дивидендами в сопоставимом размере. Повышенный НДПИ Газпром продолжает платить - в 2023-2025 гг. размер допвыплат компании составит 1,8 трлн руб.
- Налог на прибыль для экспортеров СПГ в 2023-2025 гг. повышен с 20% до 34%, при этом Газпром и его дочки от этой выплаты освобождены, а все нагрузка легла на НОВАТЭК.
- Увеличена налоговая нагрузки в отношении организаций, осуществляющих добычу нефти в 1 января 2023 г. по 31 декабря 2025 г. в виде повышения НДПИ.
- Ограничены стимулирующие меры. Так, начало применения налогового вычета по НДПИ в 20% для выработанных месторождений, которые входят в 3ю группу НДД, перенесено с 1 января 2024 г. на 1 января 2027 г. Помимо этого, исключается применение 0вого НДПИ при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых.
- Механизм топливного демпфера за последние 2 года пересматривался несколько раз. С 1 сентября 2023 г. вступила в силу корректировка демпфера, по которой до конца 2026 г. выплаты нефтяным компаниям сокращаются на 50% как по бензину, так и по дизельному топливу.
- После введения запрета на вывоз бензина и дизельного топлива их производители лишились экспортной альтернативы, что также увеличивает давление на нефтепереработку в России.
Замглавы Минфина РФ А. Сазанов ранее признавал, что в нефтегазовом секторе, с учетом последних инициатив его ведомства, уже практически достигнут потолок потенциала роста налоговой нагрузки.
При этом неиспользованный потенциал в целом в отрасли еще остался, но действовать в этом направлении нужно осторожно, чтобы избежать падения инвестиций.
Распространение windfall tax на компании нефтегазового сектора осторожным подходом к налогообложению назвать нельзя.
Между тем, несмотря на рост ненефтегазовых доходов, нефтегазовый сектор остается одной из ключевых бюджетообразующих отраслей России.
По данным Минфина РФ, объем доходов федерального бюджета в январе-августе 2023 г. составил 16,99 трлн руб., что на 3,5% ниже показателя за аналогичный период 2022 г.
Нефтегазовые доходы снизились на 38,2% и составили 4,836 трлн руб. (28,5% в структуре доходов бюджета), снижение связано в т.ч. со снижением котировок цен на нефть Urals, а также стоимости и объемов экспорта природного газа из РФ.
Закон о windfall tax
Президент РФ В. Путин 4 августа 2023 г. подписал федеральный закон «О налоге на сверхприбыль» (№414-ФЗ), в силу он вступает с 1 января 2024 г.Закон устанавливает налог на сверхприбыль для организаций, у которых средняя доналоговая величина прибыли за 2021 и 2022 гг. превысила 1 млрд руб.
Ставка налога составит 10%, а базой для исчисления налога является сумма превышения прибыли за 2021-2022 гг. над показателем за 2018-2019 гг.
Сумма исчисляется налогоплательщиками самостоятельно.
Налог необходимо заплатить не позднее 28 января 2024 г., причем сумму налога можно снизить в 2 раза, до эффективной ставки 5%, если перечислить обеспечительный платеж с 1 октября по 30 ноября 2023 г.
Из-под действия налога выводятся субъекты малого и среднего бизнеса, сельхозпроизводители, а также организации, осуществлявшие в течение 2022 г. добычу нефти, газа и угля, углеводородного сырья.