USD 100.2192

+0.18

EUR 105.809

+0.08

Brent 73.61

+0.53

Природный газ 3.351

+0.16

, Обновлено 17:07
5 мин
...

Группа депутатов Госдумы РФ предложила распространить налог на сверхприбыль на нефтегазовые компании

Ранее даже Минфин РФ отмечал, что действовать при повышении налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор нужно осторожно, чтобы избежать падения инвестиций.

Группа депутатов Госдумы РФ предложила распространить налог на сверхприбыль на нефтегазовые компании

Источник: Госдума РФ

Москва, 26 сен - ИА Neftegaz.RU. Группа депутатов внесла в Госдуму РФ законопроект, которым предлагается обязать нефтегазовые компании заплатить налог на сверхприбыль (windfall tax).
Об этом 26 сентября 2023 г. сообщили Известия, позднее законопроект № 446683-8 о внесении изменений в Федеральный закон «О налоге на сверхприбыль» (в части расширения перечня организаций, облагаемых налогом) опубликован в системе обеспечения законодательной деятельности.

Windfall tax для нефтегаза?

Законопроект о распространении налога на сверхприбыль на нефтегазовые компании подготовили первый зампред Комитета Госдумы по энергетике И. Ананских (Справедливая Россия - за правду, СРЗП) и лидер фракции СРЗП С. Миронов.
Проект закона предполагает исключение из п. 4 ст. 2 закона № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль» подпунктов 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Это означает, что в случае принятия законопроекта налогоплательщиками будут признаны:
  • организации, осуществлявшие в течение 2022 г. добычу углеводородного сырья на участке недр, предоставленном таким организациям в пользование в соответствии с законодательством РФ,
  • организации, осуществлявшие в течение 2022 г. добычу угля на участке недр, предоставленном таким организациям в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации,
  • организации, имевшие по состоянию на 31 декабря 2022 г. свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и определявшие не менее чем в 6 налоговых периодах по акцизам, приходящихся на 2022 г., величину КДЕМП, отличную от 0,
  • организации, являвшиеся в 2022 г. участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой в 2022 г. входили организации, добывающие углеводородное сырье или осуществлявшие его переработку,
  • организации, имевшие по состоянию на 31 декабря 2022 г. свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и действующий договор об оказании услуг по переработке нефтяного сырья организации, подходящей под указанные выше требования,
  • организации, которые осуществляют деятельность по производству сжиженного природного газа (СПГ) и до 31 декабря 2022 г. включительно осуществили экспорт хотя бы 1 партии СПГ на основании лицензии на осуществление исключительного права на экспорт газа,
  • российские организации, которые прямо участвуют в организации, добывающей углеводородное сырье или осуществляющей его переработку, и доля участия в такой организации составляла по состоянию на 31 декабря 2022 г. не менее 75%.

Авторы законопроекта полагают, что:
  • закон о налоге на сверхприбыль устанавливает необоснованные исключения, в т.ч. для компаний нефтяного и газового сектора, освобождая их от обязанности уплачивать налог на сверхприбыль,
  • принадлежность к какой-либо отрасли не должна приниматься во внимание при определении круга плательщиков,
  • из списка организаций, которые не будут платить налог на сверхприбыль, следует исключить организации, которые в течение 2022 г. вели добычу углеводородного сырья, угля, а также совершали операции по переработке нефтяного сырья,
  • кроме того, налог должен распространиться на организации, которые в 2022 г. были участниками консолидированной группы налогоплательщиков и осуществляли деятельность по производству сжиженного природного газа (СПГ),
  • законопроект позволит мобилизовать дополнительные доходы в бюджет, объем дополнительных доходов бюджета может превысить 200 млрд руб.,
  • за счет полученных средств можно было решить самые насущные социальные проблемы,
  • принятие законопроекта не приведет к ухудшению финансового положения указанных организаций, поскольку налог будет уплачиваться только при наличии сверхприбыли, рассчитываемой по правилам, установленным в федеральном законе,
  • льготы по уплате этого налога могут получить организации, инвестиции которых росли быстрее прибыли, что привело к отсутствию у них сверхприбыли.
Если законопроект будет принят, под новые нормы попадут все крупнейшие компании отрасли, средняя прибыль которых в 2021-2022 гг. превысила 1 млрд руб.
Так, у Газпрома чистая прибыль, относящаяся к акционерам, в 2021 г. составила 2,159 трлн руб., в 2022 г. - 1,226 трлн руб.
У Роснефти прибыль, приходящаяся на акционеров, составила в 2021 г. 883 млрд руб., в 2022 г. - 813 млрд руб.
За 1е полугодие 2023 г. у Роснефти прибыль составила 652 млрд руб., у ЛУКОЙЛа - 565 млрд руб., Газпром нефти - 304,4 млрд руб., Газпрома - 296,2 млрд руб., Татнефти - 147,7 млрд руб. и т.д.

Однако российский нефтегазовый сектор сейчас и так несет повышенную налоговую нагрузку, которая реализована в рамках других механизмов.
Также ограничены меры поддержки и в целом происходящие регуляторные изменения осложняют работу компаний нефтегазовой отрасли.
  • Получивший в 2021 г. сверхприбыль от высоких цен на экспортируемый газ, Газпром выплатил в бюджет повышенный налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в объеме 1,248 трлн руб. Это заменило выплату дивидендов за 2021 г., что впоследствии было компенсировано первыми в истории Газпрома промежуточными дивидендами в сопоставимом размере. Повышенный НДПИ Газпром продолжает платить - в 2023-2025 гг. размер допвыплат компании составит 1,8 трлн руб.
  • Налог на прибыль для экспортеров СПГ в 2023-2025 гг. повышен с 20% до 34%, при этом Газпром и его дочки от этой выплаты освобождены, а все нагрузка легла на НОВАТЭК.
  • Увеличена налоговая нагрузки в отношении организаций, осуществляющих добычу нефти в 1 января 2023 г. по 31 декабря 2025 г. в виде повышения НДПИ.
  • Ограничены стимулирующие меры. Так, начало применения налогового вычета по НДПИ в 20% для выработанных месторождений, которые входят в 3ю группу НДД, перенесено с 1 января 2024 г. на 1 января 2027 г. Помимо этого, исключается применение 0вого НДПИ при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых.
  • Механизм топливного демпфера за последние 2 года пересматривался несколько раз. С 1 сентября 2023 г. вступила в силу корректировка демпфера, по которой до конца 2026 г. выплаты нефтяным компаниям сокращаются на 50% как по бензину, так и по дизельному топливу.
  • После введения запрета на вывоз бензина и дизельного топлива их производители лишились экспортной альтернативы, что также увеличивает давление на нефтепереработку в России.

Замглавы Минфина РФ А. Сазанов ранее признавал, что в нефтегазовом секторе, с учетом последних инициатив его ведомства, уже практически достигнут потолок потенциала роста налоговой нагрузки.
При этом неиспользованный потенциал в целом в отрасли еще остался, но действовать в этом направлении нужно осторожно, чтобы избежать падения инвестиций.

Распространение windfall tax на компании нефтегазового сектора осторожным подходом к налогообложению назвать нельзя.
Между тем, несмотря на рост ненефтегазовых доходов, нефтегазовый сектор остается одной из ключевых бюджетообразующих отраслей России.
По данным Минфина РФ, объем доходов федерального бюджета в январе-августе 2023 г. составил 16,99 трлн руб., что на 3,5% ниже показателя за аналогичный период 2022 г.
Нефтегазовые доходы снизились на 38,2% и составили 4,836 трлн руб. (28,5% в структуре доходов бюджета), снижение связано в т.ч. со снижением котировок цен на нефть Urals, а также стоимости и объемов экспорта природного газа из РФ.

Закон о windfall tax

Президент РФ В. Путин 4 августа 2023 г. подписал федеральный закон «О налоге на сверхприбыль» (№414-ФЗ), в силу он вступает с 1 января 2024 г.
Закон устанавливает налог на сверхприбыль для организаций, у которых средняя доналоговая величина прибыли за 2021 и 2022 гг. превысила 1 млрд руб.
Ставка налога составит 10%, а базой для исчисления налога является сумма превышения прибыли за 2021-2022 гг. над показателем за 2018-2019 гг.
Сумма исчисляется налогоплательщиками самостоятельно.
Налог необходимо заплатить не позднее 28 января 2024 г., причем сумму налога можно снизить в 2 раза, до эффективной ставки 5%, если перечислить обеспечительный платеж с 1 октября по 30 ноября 2023 г.
Из-под действия налога выводятся субъекты малого и среднего бизнеса, сельхозпроизводители, а также организации, осуществлявшие в течение 2022 г. добычу нефти, газа и угля, углеводородного сырья.

Новости СМИ2




Материалы по теме

Все материалы

Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram