Об этом сообщил Ъ со ссылкой на источники.
Отмечается, что власти могут вернуться к идее введения заградительной пошлины на экспорт топлива, которая по идее должна работать только в отношении недобросовестных экспортеров.
Однако участники рынка не уверены в том, что механизм даст нужный эффект.
Минэнерго и Минфин предложили ввести заградительную пошлину на экспорт всех видов нефтепродуктов в размере 250 долл. США/т.
Цель - стабилизация ситуации на российском топливном рынке.
Такой вариант, по данным издания, обсуждался 15 сентября на совещании у вице-премьера А. Новака.
Добросовестным поставщикам, выполняющим квоты Минэнерго по поставкам на внутренний рынок, власти будут компенсировать пошлину через обратный акциз на нефть.
- в сентябре 2023 г. ставка на вывоз светлых нефтепродуктов составляет 6,4 долл. США/т,
- в октябре она должна вырасти до 7,1 долл. США/т,
- с начала 2024 г. - обнулиться в рамках налогового маневра.
- критерии оценки «добросовестных экспортеров» непонятны,
- реализация крайне сложна.
По данным издания, по-прежнему рассматривается возможность полного временного запрета поставок топлива за рубеж.
Окончательное решение еще не принято: правительство и нефтяные компании продолжат обсуждение проблемы резкого роста цен на все виды нефтепродуктов.
Ситуация сложная
Бензин марки АИ-92 только с начала сентября на оптовых торгах на СПбМТСБ подорожал в европейской части России на 9%, до 70,44 тыс. руб./т, марки АИ-95 - на 2,2%, до 76,4 тыс. руб./т.
Дизельное топливо прибавило 8,5%, до 73,75 тыс. руб./т.
Такие цены исключают получение нефтяниками в сентябре топливного демпфера, за счет которого правительство компенсирует компаниям часть разницы между экспортными ценами на топливо и индикативными внутренними ценами (56,9 тыс. руб./т бензина АИ-92 и 53,85 тыс. руб./ дизтоплива).
В сентябре участники рынка могли бы получить почти 100 млрд руб.
Но субсидия выплачивается только в случае, если реальные биржевые цены на топливо превышают индикативные не более чем на 10% по бензину и на 20% по дизтопливу.
Сейчас они выше на 23,8% и 37% соответственно.
Таким образом, правительство продолжает рассматривать разные варианты ограничения экспорта нефтепродуктов, не принимая финальных решений.
В последние 1,5 месяца активно обсуждалось введение списка спецэкспортеров топлива для борьбы с серым экспортом - ситуацией, когда вывозится топливо с внутреннего рынка, на которое уже был выплачен демпфер.
Указ о введении списка уже одобрен правительством, но пока не подписан президентом, к тому же не согласован сам список.
Неясно, насколько сдерживание экспорта в принципе может быть эффективным средством для снижения цен, особенно в случае бензина, поскольку на рынке уже есть признаки его физической нехватки.
Ключевыми причинами роста цен, который продолжается уже несколько месяцев и активизировался в сентябре, выступают сокращение на 50% демпфера, а также снижение производства из-за пика ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах.
Президент РФ В. Путин на прошлой неделе в рамках ВЭФ отметил, что, помимо снижения наполовину субсидий нефтяникам, правительство вовремя не среагировало на повышение глобальных котировок нефти (по состоянию на 15 сентября - 94,2 долл. США/барр. Brent), но в целом производители и власти договорились.
В Минэнерго ожидали стабилизации ситуации после выхода из планового ремонта Астраханского ГПЗ (входит в Газпром переработку).
В компании сообщали, что в сентябре она поставит на рынок 45 тыс. т бензинов и 40 тыс. т дизтоплива.
Согласно расчетам экспертов, экспортная альтернатива сейчас порядка 120 тыс. руб./т дизтоплива при внутренней цене 73,3 тыс., демпфере в 20 тыс. и пошлине 23,75 тыс.
Если будет принята заградительная пошлина цены на внутреннем рынке могут перестать расти такими темпами, но это не исправит ситуацию на АЗС:
- станции будут терпеть убытки,
- цены на топливо на АЗС вряд ли упадут.
Автор: А. Шевченко