Соответствующее постановление (№1462 от 8 сентября 2023 г.) подписал председатель правительства М. Мишустин.
Документ определяет, что заказчик (Росатом) и исполнитель (Балтийский завод) договора по строительству ледоколов вправе увеличить размер авансирования по взаимной договоренности.
Увеличение авансирования позволит ускорить изготовление и поставку дорогостоящего оборудования с длительным производственным циклом.
Строительство 3го и 4го атомных ледоколов проекта 22220 началось в 2020 г.
Основные характеристики:
- длина - 173,3 м;
- ширина – 34 м;
- водоизмещение – 33,5 тыс. т.;
- смогут пробивать лед толщиной до 2,8 м;
- создание 3го судна завершится в конце 2024 г.,
- создание 4го – в конце 2026 г.
Ледоколы должны обеспечить круглогодичную и регулярную навигацию в восточном секторе Северного морского пути (СМП).
Интересно, что на сегодняшний день в России построены и приняты в эксплуатацию 3 серийных универсальных атомных ледокола проекта 22220:
- головной – Арктика;
- 1й серийный – Сибирь;
- 2й серийный – Урал.
При этом он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России.
Универсальные атомные ледоколы проекта 22220
- сейчас в акватории СМП работают 3 универсальных УАЛ проекта 22220: Арктика, Сибирь и Урал;
- продолжается строительство 3го и 4го серийных ледоколов - Якутия (контрактный срок сдачи - декабрь 2024 г.) и Чукотка (контрактный срок сдачи - декабрь 2026 г.);
- путь по СМП в страны АТР является основным рынком сбыта:
- продолжительность составляет 3 недели,
- в 2 раза короче маршрута через Европу, и это позволяет экономить время и затраты;
- свежие карты ледовой обстановки позволяют сделать выводы о том, что процессы ледообразования развиваются активно, в т.ч. за счет льда, который не растаял с прошлой зимы (остаточного льда);
А в январе 2023 г. Кабмин РФ одобрил бюджетные инвестиции на сумму более 70 млрд руб. в строительство 2х атомных ледоколов и судна технического обслуживания.
Однако в июне 2023 г. М. Мишустин поручил Минфину разработать механизм льготного досрочного (на период не менее 25 лет) кредитования строительства этих ледоколов по ставке не более 2% годовых.
16 августа 2023 г. специалисты Балтийского завода, входящего в ОСК (Объединенную судостроительную корпорацию), приступили к строительству универсального атомного ледокола (УАЛ) Камчатка проекта 22220.
Автор: П. Паршинова