Он дает право экспортировать нефтепродукты только заводам.
Об этом 6 сентября сообщил 1й заместитель министра энергетики П. Сорокин на заседании комитетов Госдумы по контролю и аграрным вопросам.
Тезисы П. Сорокина:
- если жить по экспортной альтернативе, то цена на нефтепродукты сейчас на бирже должна быть не 65 тыс. руб./т, а в районе 90 тыс. руб./т;
- это означает, что экспортная альтернатива существенно выше, чем внутренняя цена;
- поэтому очень многие недобросовестные игроки на рынке, мелкие трейдеры, нефтебазы и т.д. покупают нефтепродукты по внутренней цене и дальше продают на экспорт;
- мы это называем серый экспорт (вывоз за границу нефтепродуктов, купленных на бирже, за которые из бюджета РФ выплачен демпфер – прим. ред.);
- чтобы пресечь подобную практику, принято принципиальное решение;
- мы уже внесли проект указа, и не только в правительство, но и в администрацию президента РФ;
- он сейчас проходит финальную и оценку;
- надеюсь, что в ближайшие дни мы сможем выйти с указанием запрета серого экспорта;
- согласно проекту указа, право экспортировать топливо будут иметь только нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ);
- это тоже будет очень большая поддержка ценам на топливо на внутреннем рынке.
Летом более выгодными стали поставки за рубеж, из-за чего усилился серый экспорт.
В результате на внутреннем рынке оптовые цены на бензин, а затем и дизельное топливо выросли до максимумов, вызвав, в т.ч, жалобы со стороны аграриев, которые в конце лета занимаются сбором урожая и планируют озимый сев.
На внутреннем рынке возникли признаки дефицита, хотя Россия производит достаточно бензинов, а дизельного топлива - кратно больше собственного потребления.
Профильные ведомства рассматривали разные меры, ведущие к прекращению серого экспорта топлив, в т.ч. список спецэкспортеров, а также лицензирование.
1 сентября 2023 г. стало известно, что в России вступил в силу закон о корректировке топливного демпфера с 1 сентября 2023 г. и до конца 2026 г.
Корректировка топливного демпфера поможет снизить выплаты нефтяникам в 2 раза, что позволит федеральному бюджету экономить около 30 млрд руб./месяц.
Изначально Минфин РФ предлагал ввести эту меру на 1 год, но затем срок действия сокращенных выплат было предложено продлить.
5 сентября 2023 г. газета Коммерсантъ сообщила, что Минэнерго РФ в условиях кризиса на топливном рынке пытается активизировать дискуссию о возвращении полных выплат по демпферу, которые были сокращены на 50% с 1 сентября 2023 г.
На этом фоне стоимость топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) продолжает обновлять рекорды.
Так, 6 сентября 2023 г. цена бензина Аи-95 повысилась на 1,16%, до 76,492 тыс. руб./т, что является новым рекордом.Стоимость бензина Аи-95 держится на рекордных уровнях с 23 августа 2023 г.
Стоимость летнего дизельного топлива также обновила рекорд, увеличившись на 0,37%, до 68,556 тыс. руб./т.
За август 2023 г. его цена выросла на 18,5%.
Напомним, еще 31 июля 2023 г. она была ниже 57 тыс. руб./т.
Автор: А. Хасанова