Об этом говорится в заявлении правительства.
В 2023 г. Великобритания смогла добиться пересмотра ДЭХ с акцентом на зеленую и доступную энергию, в частности, на вопросы улавливания, хранения и использования углерода (CCUS), а также применения водорода и других возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Помимо этого, новая редакция ДЭХ предусматривает укрепление суверенного права страны на защиту интересов британских инвесторов и на изменение собственной энергетической системы для достижения углеродной нейтральности.
Обновленную версию документа должны были утвердить в ноябре 2022 г., но после того, как ряд государств-членов вышли из ДЭХ, переговоры зашли в тупик.
Из-за этого Великобритания может также прекратить участие в договоре, если предложенные страной изменения не будут приняты к ноябрю 2023 г.
Как отметил министр по энергетической безопасности и климатической нейтральности Великобритании Г. Стюарт:
- при выработке позиции по вопросу о членстве правительство примет во внимание мнение представителей бизнеса, гражданского общества и парламентариев.
Энергетическая хартия
Энергетическая хартия была принята в 1991 г.В ее преамбуле говорилось, что это политическая декларация, нацеленная на поощрение энергетического сотрудничества между Востоком и Западом ради общего устойчивого развития.
Документ нацелен на упрощение доступа западным компаниям к источникам и транзиту энергоресурсов, а остальным государствам - к западным инвестициям.
Также 9 июля 2023 г. стало известно, что Европейская комиссия (ЕК) предложила странам-участницам Европейского союза (ЕС) совместно выйти и из договора к Европейской энергетической хартии (ДЭХ).
Как отметила тогда Еврокомиссар по энергетике К. Симсон:
- я предложила ЕС выйти из ДЭХ, поскольку в его нынешнем, немодернизированном варианте он больше не соответствует энергетическим и климатическим целям ЕС.
Предложение ЕК требует одобрения большинства стран ЕС и согласия Европейского парламента.
ДЭХ
- если Энергетическая хартия не носит юридически обязывающего характера, а является декларацией о намерениях, то ДЭХ, подписанный в 1994 г., и вступивший в силу в 1998 г. - это юридически обязывающий документ, устанавливающий международные нормы в энергетических отношениях, которые имеют приоритет для подписавших его государств над их национальными нормами законов;
- документ разрабатывался и продвигался Европейским экономическим сообществом, поэтому он, по определению, защищает интересы потребителей и импортеров энергоресурсов, а также транзитных государств;
- в ЕК уверены, что ДЭХ в н.в. используется неправильно, т.к. позволяет энергетическим компаниям подавать в суд и требовать компенсации от государства, если решения правительства наносят ущерб их инвестициям;
- в последние годы он активно использовался для оспаривания политики, требующей закрытия заводов, работающих на фоссильном топливе, что противоречит климатическим целям ЕС;
- в 2022 г. завершились переговоры по доработке ДЭХ:
- было решено, что адаптированное соглашение позволит сторонам:
- исключить из программ защиты инвестиций новые капиталовложения, связанные с ископаемым топливом,
- поэтапно отказаться от защиты уже существующих инвестиций в этой сфере;
- при действующем ДЭХ поэтапный вывод инвестиций из-под защиты должен произойти быстрее, нежели вне рамок соглашения:
- новые инвестиции в ископаемое топливо должны будут прекратиться спустя 9 месяцев после вступления в силу адаптированного соглашения,
- а действующие инвестпрограммы в этом секторе прекратятся через 10 лет;
- однако несколько стран, включая Данию, Францию, Германию, Люксембург, Польшу, Испанию и Нидерланды заявили о выходе из ДЭХ;
- Италия вышла из договора еще в 2016 г.;
- страны, включая Кипр, Венгрию и Словакию, заявили, что предпочли бы придерживаться обновленной версии соглашения, но согласованные в 2022 г. реформы договора, вряд ли вступят в силу.
Автор: А. Хасанова