Проект постановления правительства РФ о внесении изменения в постановление правительства от 1 ноября 2021 г. №1901 опубликован на федеральном портале проектов правовых актов.
Очередной перенос
Публичное обсуждение проекта началось 7 июля 2023 г., завершиться оно должно 20 июля.Согласно проекту постановления, в п. 5 постановления от 1 ноября 2021 г. №1901, которым утверждаются правила поставки газа в РФ, срок вступления в силу новых правил сдвигается с 1 сентября 2023 г. на 1 марта 2024 г.
Это уже не первый перенос сроков вступления в силу новых правил, которые должны были сменить правила от 1998 г.
Их актуализация началась в рамках т.н. регуляторной гильотины.
Первоначально новые правила должны были начать действовать с 1 сентября 2022 г., но были отложены на год, а сейчас возможна очередная отсрочка, на этот раз на 6 месяцев.
В чем проблема?
Согласно отчету о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта, предложения Минэнерго РФ направлено на недопущение отсутствия законодательных норм по графикам перевода потребителей на альтернативные виды топлива и графикам ограничения снабжения газом покупателей и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы (ГТС) при аварии.Проект в т.ч. устанавливает полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ по утверждению:
- графиков перевода потребителей на альтернативные виды топлива (аварийные или резервные),
- графиков частичного или полного ограничения подачи газа потребителям в случае нарушения технологического режима работы ГТС при аварии.
Для наделения органов исполнительной власти субъектов РФ необходимыми полномочиями, предлагается отложить вступление в силу новых правил до 1 марта 2024 г.
Многочисленные противоречия
В публикации Ъ от 10 июля 2023 г. отмечается, что перенос сроков введения новых правил поставок газа обусловлено многочисленными противоречиями между участниками рынка.Согласно своду разногласий, на которые ссылается издание:
- основная дискуссия касается неравномерности поставок (гибкости), которая в настоящее время бесплатна для потребителей, но для поставщиков, в первую очередь для Газпрома, это оборачивается дополнительными расходами на резервирование мощностей для покрытия неравномерного отбора газа потребителями:
- Минэнерго РФ предлагает ужесточить условия неравномерности отбора газа внутри месяца: минимальный суточный объем поставки не должен быть более чем на 20% ниже, а максимальный - более чем на 10% выше среднесуточной нормы;
- Газпром предлагает сузить коридор до 5%, НОВАТЭК - вести поставки только в пределах среднесуточной нормы, т.е. фактически отказаться от коридора,
- Совет производителей энергии (СПЭ, объединяет генерирующие компании) считает, что минимальные суточные отклонения должны быть, наоборот, расширены до 50% и 30% в большую и меньшую сторону соответственно;
- есть разногласия по категориям потребителей:
- Минэнерго РФ считает, что неравномерность поставки не должны оплачивать коммунально-бытовые потребители и генерирующие компании,
- поставщики предлагают сузить эту категорию только до населения и коммунальных потребителей;
- разногласия сохраняются вокруг введения принципа take-or-pay («бери или плати») в договоры поставки газа объемом более 500 млн м3/год газа, т.е. оплаты договорного объема поставки в случае его невыборки вне зависимости от причин:
- недобор предлагается оплачивать в фактическом объеме поставки по цене не ниже договорной,
- Газпром предлагает расширить применение принципа «бери или плати», включив в него договоры объемом до 10 млн м3/год, а Газпром межрегионгаз предлагает опустить планку до 100 тыс. м3/год,
- несмотря на то, что положение о take-or-pay не будет распространяться на производителей энергии, СПЭ все равно предлагает его исключить, считая сам факт наличия у поставщиков газа подобных инструментов тревожным звоночком для рынка, опасаясь возможности расширения критериев применения условия take-or-pay;
- продолжается дискуссия вокруг введения штрафных коэффициентов за перерасход газа - согласно предлагаемым изменениям, если потребитель не согласовал перерасход с поставщиком, то для него будут действовать сезонные повышающие коэффициенты с учетом стоимости транспортировки газа - 1,1 в летний период и 1,5 зимой, а если перерасход газа произошел в период ограниченной поставки, то для потребителей будет действовать коэффициент 2 (сейчас он не предусмотрен);
- спорным остается введение понятия о «мнимых потерях газа», вызванных погрешностью приборов учета только в сторону увеличения, и обязанности покупателей их оплачивать, а также расчета невыборки или перерасхода газа по каждой точке присоединения (сейчас расчет идет по совокупности точек).
Издание также отмечает, что у крупных промышленных компаний есть опасения в отношении обсуждаемых правил, поскольку большинство предложенных мер увеличит их расходы на газ в случае неравномерной загрузки основного производства вследствие снижения спроса или санкционного давления.
Так, принятие новых правил может привести к негативному мультипликативному эффекту - росту затрат непосредственно на покупку газа и связанному росту затрат на электроэнергию.
Сообщество потребителей энергии (ассоциация крупной промышленности) считает, что в закрытом для промышленных потребителей режиме обсуждаются выгодные только поставщикам газа изменения, которые ухудшат условия ведения бизнеса и ограничат развитие всей экономики.