USD 100.2192

+0.18

EUR 105.809

+0.08

Brent 73.99

+0.91

Природный газ 3.421

+0.23

4 мин
...

Правительство РФ может отложить введение новых правил поставок газа на внутреннем рынке до 1 марта 2024 г.

Поставщики газа требуют сократить гибкость отбора, увеличить коэффициенты за перерасход газа и ужесточить принцип take-or-pay, потребители - против.

Правительство РФ может отложить введение новых правил поставок газа на внутреннем рынке до 1 марта 2024 г.

Источник: Газпром

Москва, 10 июл - ИА Neftegaz.RU. Минэнерго РФ предлагает отложить введение в России обновленных правил поставки газа на внутреннем рынке на 6 месяцев.
Проект постановления правительства РФ о внесении изменения в постановление правительства от 1 ноября 2021 г. №1901 опубликован на федеральном портале проектов правовых актов.

Очередной перенос

Публичное обсуждение проекта началось 7 июля 2023 г., завершиться оно должно 20 июля.
Согласно проекту постановления, в п. 5 постановления ‎от 1 ноября 2021 г. №1901, которым утверждаются правила поставки газа в РФ, срок вступления в силу новых правил сдвигается с 1 сентября 2023 г. на 1 марта 2024 г.

Это уже не первый перенос сроков вступления в силу новых правил, которые должны были сменить правила от 1998 г.
Их актуализация началась в рамках т.н. регуляторной гильотины.
Первоначально новые правила должны были начать действовать с 1 сентября 2022 г., но были отложены на год, а сейчас возможна очередная отсрочка, на этот раз на 6 месяцев.

В чем проблема?

Согласно отчету о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта, предложения Минэнерго РФ направлено на недопущение отсутствия законодательных норм по графикам перевода потребителей на альтернативные виды топлива и графикам ограничения снабжения газом покупателей и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы (ГТС) при аварии.

Проект в т.ч. устанавливает полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ по утверждению:
  • графиков перевода потребителей на альтернативные виды топлива (аварийные или резервные),
  • графиков частичного или полного ограничения подачи газа потребителям в случае нарушения технологического режима работы ГТС при аварии.
Вместе с тем законопроект имеет отрицательное заключение Государственно-правового управления президента РФ, в соответствии с которым в настоящее время дорабатывается.
Для наделения органов исполнительной власти субъектов РФ необходимыми полномочиями, предлагается отложить вступление в силу новых правил до 1 марта 2024 г.

Многочисленные противоречия

В публикации Ъ от 10 июля 2023 г. отмечается, что перенос сроков введения новых правил поставок газа обусловлено многочисленными противоречиями между участниками рынка.
Согласно своду разногласий, на которые ссылается издание:
  • основная дискуссия касается неравномерности поставок (гибкости), которая в настоящее время бесплатна для потребителей, но для поставщиков, в первую очередь для Газпрома, это оборачивается дополнительными расходами на резервирование мощностей для покрытия неравномерного отбора газа потребителями:
    • Минэнерго РФ предлагает ужесточить условия неравномерности отбора газа внутри месяца: минимальный суточный объем поставки не должен быть более чем на 20% ниже, а максимальный - более чем на 10% выше среднесуточной нормы;
    • Газпром предлагает сузить коридор до 5%, НОВАТЭК - вести поставки только в пределах среднесуточной нормы, т.е. фактически отказаться от коридора,
    • Совет производителей энергии (СПЭ, объединяет генерирующие компании) считает, что минимальные суточные отклонения должны быть, наоборот, расширены до 50% и 30% в большую и меньшую сторону соответственно;
  • есть разногласия по категориям потребителей:
    • Минэнерго РФ считает, что неравномерность поставки не должны оплачивать коммунально-бытовые потребители и генерирующие компании,
    • поставщики предлагают сузить эту категорию только до населения и коммунальных потребителей;
  • разногласия сохраняются вокруг введения принципа take-or-pay («бери или плати») в договоры поставки газа объемом более 500 млн м3/год газа, т.е. оплаты договорного объема поставки в случае его невыборки вне зависимости от причин:
    • недобор предлагается оплачивать в фактическом объеме поставки по цене не ниже договорной,
    • Газпром предлагает расширить применение принципа «бери или плати», включив в него договоры объемом до 10 млн м3/год, а Газпром межрегионгаз предлагает опустить планку до 100 тыс. м3/год,
    • несмотря на то, что положение о take-or-pay не будет распространяться на производителей энергии, СПЭ все равно предлагает его исключить, считая сам факт наличия у поставщиков газа подобных инструментов тревожным звоночком для рынка, опасаясь возможности расширения критериев применения условия take-or-pay;
  • продолжается дискуссия вокруг введения штрафных коэффициентов за перерасход газа - согласно предлагаемым изменениям, если потребитель не согласовал перерасход с поставщиком, то для него будут действовать сезонные повышающие коэффициенты с учетом стоимости транспортировки газа - 1,1 в летний период и 1,5 зимой, а если перерасход газа произошел в период ограниченной поставки, то для потребителей будет действовать коэффициент 2 (сейчас он не предусмотрен);
  • спорным остается введение понятия о «мнимых потерях газа», вызванных погрешностью приборов учета только в сторону увеличения, и обязанности покупателей их оплачивать, а также расчета невыборки или перерасхода газа по каждой точке присоединения (сейчас расчет идет по совокупности точек).

Издание также отмечает, что у крупных промышленных компаний есть опасения в отношении обсуждаемых правил, поскольку большинство предложенных мер увеличит их расходы на газ в случае неравномерной загрузки основного производства вследствие снижения спроса или санкционного давления.
Так, принятие новых правил может привести к негативному мультипликативному эффекту - росту затрат непосредственно на покупку газа и связанному росту затрат на электроэнергию.
Сообщество потребителей энергии (ассоциация крупной промышленности) считает, что в закрытом для промышленных потребителей режиме обсуждаются выгодные только поставщикам газа изменения, которые ухудшат условия ведения бизнеса и ограничат развитие всей экономики.

Новости СМИ2




Материалы по теме

Все материалы

Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram