Об этом 7 июля 2023 г. сообщает International Maritime Organization (IMO).
Подробности стратегии по парниковым газам для судоходства
- Стратегия ИМО по сокращению выбросов парниковых газов с судов на 2023 г. с улучшенными целями по борьбе с вредными выбросами была принята на заседании Комитета по защите морской среды (MEPC 80);
- обсуждение в штаб-квартире IMO в г. Лондоне длилось несколько дней;
- цель по достижению чистого нулевого уровня выбросов - примерно к 2050 г.;
- приняты обязательства перейти на альтернативные виды топлива с нулевым и близким к 0 содержанием парниковых газов к 2030 г. и ориентировочными контрольными точками на 2030 и 2040 гг.;
- экологи - активисты уже заявили, что стратегия не достаточно амбициозна;
- показатели, определяющие Стратегию:
- 1. углеродоемкость судна будет снижаться за счет дальнейшего повышения энергоэффективности новых судов:
- будет проведен анализ с целью усиления требований к проектированию судов с точки зрения энергоэффективности;
- 2. углеродоемкость международных перевозок будет снижаться:
- задача - сократить выбросы CO2 на 1 транспортную операцию, в среднем по всему международному судоходству, как минимум на 40% к 2030 г. по сравнению с 2008 г.;
- 3. ускорить внедрение технологий с нулевым или близким к 0 уровнем выбросов парниковых газов, видов топлива и / или источников энергии:
- внедрение технологий с нулевым или близким к 0 уровнем выбросов парниковых газов, видов топлива и / или источников энергии, которые должны составлять 5% - 10% энергии, используемой международным судоходством к 2030 г.;
- 4. выбросы парниковых газов при международном судоходстве должны достичь чистого 0:
- как можно скорее достичь пика выбросов парниковых газов при международном судоходстве и достичь чистого 0 выбросов парниковых газов к 2050 г. или около того:
- принимая во внимание различные национальные условия,
- одновременно прилагая усилия к их постепенному сокращению, как это предусмотрено в Концепции, соответствующей долгосрочной температурной цели, изложенной в статье 2 Парижского соглашения;
- ориентировочные контрольные точки для достижения чистых нулевых выбросов парниковых газов при международном судоходстве:
- сократить общие ежегодные выбросы парниковых газов при международном судоходстве по крайней мере на 20%, стремясь к 30%, к 2030 г. по сравнению с 2008 г.;
- сократить общие ежегодные выбросы парниковых газов при международном судоходстве по крайней мере на 70%, стремясь к 80%, к 2040 г. по сравнению с 2008 г.
- единодушная поддержка всех 175 государств-членов особенно значима;
- Стратегия открыла новую главу на пути к декарбонизации на море;
- принятие Стратегии ИМО по парниковым газам на 2023 г. - монументальным событием для ИМО;
- это не конечная цель, а отправная точка для работы, которую необходимо еще больше активизировать в предстоящие годы и десятилетия;
- благодаря пересмотренной стратегии у нас есть четкое направление и цели, которые помогут нам достичь того, чего мир ожидает от нас;
- мы должны уделять больше внимания поддержке развивающихся стран, в частности МОРАГ и НРС, чтобы никто не остался в стороне.
Судоходная индустрия перевозит 11 млрд т/год грузов и создает около 1 млрд т/год парниковых газов.
Экологи - активисты и инвесторы давно требуют предпринять более конкретные действия, включая налог на выбросы углерода.
В конце июня 2023 г. прогноз судовых выбросов смоделировала нидерландская CE Delft: сокращение выбросов - до 47% к 2030 г. по сравнению с 2008 г.
Предложение тихоокеанских островных стран
Под флагом тихоокеанские островных государств, в тч. Соломоновы острова и Маршалловы острова, зарегистрирован один из крупнейших в мире судоходных флотов.Группа тихоокеанских островных стран внесло амбициозное предложение о введении сбора 100 долл США/т выбросов в море.
Это позволит сделать более чистое топливо конкурентоспособным по стоимости с более грязным мазутом, который пока является отраслевым стандартом судового топлива.
Сбор мог генерировать до 80 млрд долл США/год, которые могли бы использоваться для финансирования внедрения экологически чистых технологий судоходства и оказания помощи развивающимся странам в декарбонизации.
Но около 20 стран, включая Китай, Россию, Бразилию, Саудовскую Аравию и Австралию не очень - то были согласны на такие жесткие требования.
Да и вообще, как в условиях санкций Запада говорить о Стратегии по парниковым газам, когда Россия и другие подсанкционные страны вынуждены создавать теневой флот танкеров, используя в тч. старые суда, которые в принципе не могут снизить выбросы парниковых газов.
Проще ограничить скорость судов:
- снижение на 10% сокращает расход судового топлива на 30%.
Реакция на Стратегию
Ф. Аббасов, директор по судоходству неправительственного НПО «Транспорт и окружающая среда» (T&E):- помимо ФИФА, трудно представить более бесполезную международную организацию, чем ИМО;
- переговоры по климату на этой неделе напоминали перестановку шезлонгов на тонущем корабле;
- у ИМО была возможность установить четкий курс на достижение целевого показателя температуры 1,5 ºC, но все, что она предложила, - это слабый компромисс;
- к счастью, таким государствам, как США, Великобритания и ЕС, не нужно ждать, пока Китай, Бразилия и Саудовская Аравия начнут действовать.
Р. Регенвану, министр по климату Вануату:
- результат далек от совершенства, но дал миру шанс на 1,5 ° C;
- сбор за выбросы парниковых газов является единственным способом удержать выбросы ниже этого предела, который, по словам ученых, необходим для предотвращения наиболее разрушительных последствий глобального потепления.
Делегация Китая в ИМО:
- принятие стратегии стало важной вехой;
- планы по достижению нулевого уровня выбросов парниковых газов самое позднее к 2050 г. - нереалистичны и амбициозны.
В мире банально не хватает экологичного судоходного топлива, к примеру, зеленого метанола.