Об этом 14 июня 2023 г. пишут Ведомости со ссылкой на источники, близкие к правительству и администрации президента РФ.
Ненефтегазовые дохододы
Правительство РФ начинает обсуждать варианты фактического исполнения федерального бюджета в 2023 г.Оценка ННГД является одним из ключевых моментов, от которого будут зависеть дальнейшие решения.
В целом участники бюджетного процесса, в частности члены правкомиссии по бюджетным проектировкам, согласны, что возникнут сверхплановые поступления.
Однако оценки их величины расходятся, доминируют 2 точки зрения:
- доходы будут сильно выше - поступления превысят план минимум на 1 трлн руб.,
- более консервативная оценка, которой придерживается Минфин РФ, подразумевает, что отклонение составит в лучшем случае несколько сотен миллиардов рублей.
Бюджет и его исполнение
По итогам 2023 г., согласно закону о бюджете, в Минфине РФ ожидали, что в бюджет поступит 17,2 трлн ННГД, что на 1 трлн руб., или на 6%, больше, чем фактически бюджет получил в 2022 г.В 2022 г. ненефтегазовые доходы 2022 г. оказались аналогичны показателю 2021 г. - 16,2 трлн руб.
За январь - май 2023 г. по предварительной оценке Минфина РФ:
- объем доходов федерального бюджета составил 9,818 трлн рублей, что на 19% ниже объема поступления доходов за аналогичный период 2022 г.,
- ненефтегазовые доходы (оборотные налоги, налог на прибыль) составили 6,965 трлн рублей и увеличились на 9%,
- нефтегазовые доходы снизились на 50% и составили 2,853 трлн руб., что связано с высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть Urals и сокращением объемов экспорта природного газа.
- месячная динамика нефтегазовых доходов постепенно выходит на стабильную траекторию, соответствующую их базовому уровню - 8 трлн руб. за 2023 г. в целом.
- уточнение механизма определения налоговой базы нефтяных налогов и сокращение соответствующих ценовых дисконтов будут содействовать дальнейшему восстановлению налоговых поступлений от нефтяного сектора в течение 2023 г., особенно во 2м полугодии,
- использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами бюджетного правила обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов,
- объем расходов федерального бюджета составил 13,229 трлн руб., превысив показатели аналогичного периода 2022 г. на 27%.
Таким образом, дефицит бюджета находится на уровне 3,4 трлн руб., тогда как за аналогичный период 2022 г. был зафиксирован профицит.
При этом в целом в 2022 г. федеральный бюджет исполнен с дефицитом 3,3 трлн руб. или 2,1% ВВП.
Причины роста ННГД
Главная причина прироста ненефтегазовых доходов относительно плана - это более высокие, чем ожидалось, темпы восстановления экономики.Минэкономразвития РФ ожидает увеличения ВВП в 2023 г. на 1,2%, тогда как в прошлом году, во время бюджетного процесса, ведомство ожидало спада на 0,8%.
Помимо этого, предполагаются и другие источники пополнения бюджета.
- Главный из них - разовый сбор со сверхприбыли (т.н. windfall tax), которые заплатят компании, у которых среднее арифметическое прибылей за 2021-2022 гг. составляет более 1 млрд руб. В общей сложности под windfall tax подпадет около 10 тыс. организаций, в т.ч. банки, но нефтегазовые компании от него освобождены. Минфин ожидает, что этот сбор принесет 300 млрд руб. Формально сбор вводится с 2024 г., но бизнес начнет платить его «авансом» в 2023 г. - за раннюю предоплату компаниям полагается скидка в 50% от величины налога.
- Еще один источник – сборы с производителей удобрений. Минфин РФ в 2022 г. ввел таможенную пошлину сроком на 1 год, механизм которой предполагал, что компании станут платить в бюджет при превышении стоимости их продукции уровня отсечения (450 долл. США/т). Всего ожидалось собрать 120 млрд руб. в 2023 г., но за 5 месяцев в бюджет поступило лишь 5 млрд руб. Правительство РФ планируют донастроить или поменять механизм, но все же собрать с производителей удобрений сумму, более близкую к ожиданиям.