Соответствующее распоряжение (№1315-р от 20 мая 2023 г.) о ее утверждении подписал председатель правительства М. Мишустин.
Согласно документу, к концу 2030х гг. Россия должна обладать собственной научной, кадровой и технологической базой критических и сквозных технологий.
Предполагается, что в стране будут созданы условия для высокоинтенсивной инновационной активности корпораций и предпринимателей, которые будут работать в комфортной регуляторной среде.
Кроме того, к 2030 г. национальная экономика должна обеспечивать производство высокотехнологичной продукции:
- чипов и другой микроэлектроники,
- высокоточных станков и робототехники,
- авиакосмической техники,
- беспилотников,
- лекарств и медицинского оборудования,
- телекоммуникационной техники,
- программного обеспечения.
У каждой из целей концепции есть индикаторы, позволяющие судить о ее достижении.
Так, для обеспечения технологического суверенитета необходимо добиться роста внутренних затрат на исследования и разработки не менее чем на 45%.
Для перехода к инновационно ориентированному экономическому росту уровень инновационной активности в промышленности и других областях должен увеличиться в 2,3 раза, а затраты на эти цели – в 1,5 раза.
Также к 2030 г. объем инновационных товаров, работ и услуг должен возрасти в 1,9 раза, а число патентных заявок – в 2,4 раза.
Для устойчивого функционирования и развития производственных систем надо, чтобы число предприятий обрабатывающей промышленности, использующих технологические инновации, увеличилось в 1,6 раза.
По каждой цели также определены основные механизмы ее достижения. В их числе:
- формирование сквозных технологических приоритетов для науки, образования и для отраслей экономики,
- фокусировка на собственных линиях разработки технологий, ключевых узлов и комплектующих,
- опора на новые организационные формы взаимодействия науки, образования и бизнеса,
- развитие инфраструктуры трансфера технологий в экономику и кадровое обеспечение.
Документ был разработан под руководством первого вице-премьера А. Белоусова по поручению президента РФ В. Путина, которое он дал в сентябре 2022 г. по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.
Тезисы А. Белоусова:
- очевидно, что в связи с санкциями прежняя модель воспроизводства технологических инноваций – с опорой на машиностроительный импорт и импорт технологий – перестала быть актуальной;
- по сути, впервые за 25 лет, начиная с 2000х гг., у нас появляется самостоятельный предмет технологической политики;
- в утвержденной правительством концепции технологического развития сформулированы 3 взаимосвязанные цели достижения технологического суверенитета:
- обеспечение национального контроля над воспроизводством критических и сквозных технологий на основе собственных линий разработки,
- переход к инновационно активному росту экономики,
- обеспечение устойчивого развития производственных систем.
- работа по этим технологическим направлениям уже ведется;
- в ближайшее время необходимо обеспечить настройку системы управления для реализации задач технологического развития до 2030 г.
Т.е. предстоит решить вопросы с разработкой телеком-оборудования после ухода Ericsson и Nokia, индустриального ПО для замены SAP, Oracle и др., авиастроения - после отказа поставок и обслуживания Boeing и Airbus, энергетического машиностроения - вместо прежнего основного поставщика Siemens Energy.
В добыче углеводородов такое решение продиктовано сворачиванием деятельности в России ведущих нефтесервисных компаний.